Любовь Ивановна Кучмина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку; учить детей составлять рассказ о птицах описательного характера. Узнавать птиц по описанию; познакомить детей со свойством воды – способность изменять температуру.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающая среда: картинки, на которых изображены птицы перелетные и зимующие; кормушки, изготовленные родителями; семечки; пшено; вода холодная в кувшине и горячая в чайнике; стаканы для опыта; салфетки.
Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественная литература, здоровье.
Предшествующая работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в парк, чтение художественной литературы, изготовление кормушек совместно с родителями, рассматривание альбома «Птицы».
Ход: - Ребята, послушайте кажется кто-то стучится к нам в окно. Отгадайте загадку:
«Верст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала. Кто это?»
Правильно, птица!
Каких птиц вы знаете? (дети называют знакомых им птиц и показывают их на картинках)
- Каких птиц вы видели во время прогулки (воробьи, голуби, грачи, вороны и т. д.)
- Как называются птицы, которые не улетают на юг, остаются на зиму? (зимующие).
- Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, скворцы, утки дикие, стрижи и д. р.)
- Почему их не видно? (улетели на юг, в теплые страны).
- Как называются птицы, которые улетают с наступлением холодов, осенью? (перелетные).
- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают в зимнее время от нас в теплые края? (боятся холода, нечего им есть.)
- Вспомните, чем питаются птицы? (насекомыми).
- А зимой мы видим насекомых? (нет)
- Куда же они делись? (спрятались под кору деревьев, под сухую, опавшую листву и уснули до теплых времен).
- Перелетные птицы, не приспособлены делать себе на зиму запасы корма на зиму и находить его в зимних условиях. Летом они живут в наших краях, вьют гнезда, выводят птенцов. Но, как только наступают холода, они улетают в жаркие края, где все время тепло и только весной, с наступлением тепла возвращаются к нам, к насиженным гнездам.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут рядом с нами, не покидая свой край? (дети высказывают свои предположения).
- Эти птицы не боятся холодов и ухитряются найти себе пропитание даже в сильную стужу. Они отыскивают насекомых, которые спрятались под кору деревьев (дятел, съедают плоды и семена лиственных деревьев и кустарников, достают семена из шишек (клест и зимородок). А синицы и поползни отыскивают запасы корма, сделанные осенью. И все-таки очень голодно птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и гибнут. Поэтому они переселяются, поближе к жилью людей, где всегда можно найти корм, в миске собаки, в садах, на фруктовых деревьях и кустарниках неубранный урожай. В кормушках домашних животных и т. д.
-Как же мы можем помочь птицам? (ответы детей)
«Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом» ….(кормушка)
Мы с вами тоже сделали кормушки, повесили их на деревьях. Будем подкармливать птиц, помогать им пережить трудную зимнюю пору. Ну, а теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Что за птица?»
Загадываю детям загадки о птицах, они отгадывают, называют птицу и находят картинку с ее изображением, определяют, какая это птица : перелетная или зимующая.
Буян- мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Кто это за птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
_Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам все знакома!
Как зовут ее? …Ворона. (Н. Майданник.)
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей. (грач)
В лесу. под щебет звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель»
И ставит подпись…дятел.
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый …. голубь сизый. (П. Смолин)
Угадайте, что за птичка
-Темненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца. (ласточка)
Ну, какие молодцы все загадки отгадали!
А теперь приготовьте пальчики. Пальчиковая игра "Сорока-ворона".
Дети проговаривают потешку и загибают (разгибают) пальцы.
Ну, отдохнули, тогда послушайте еще одну загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода).
Опыт: «Вода бывает холодной, теплой и горячей».
- Дети, посмотрите, что у меня на тарелке? (лед)
- Как вы думаете, из чего получается лед? (из воды, она замерзает.)
- Давайте проверим, какая может быть вода. Отправляемся в экспериментальный уголок. Поставим опыт. Посмотрите, у меня вода в чайнике и кувшине. (Наливаю в стакан, предлагаю потрогать стакан и сказать, какая вода (холодная, горячая). Добавляю в стакан с горячей водой холодную и предлагаю опять дотронуться до стаканов.) А, теперь скажите: «Какая бывает вода на ощупь?» (холодная, теплая и горячая). А если холодную воду поместить на мороз, она замерзнет и превратится в лед.
Сегодня мы с вами сделаем цветные льдинки для украшения построек на участке. Возьмем формочки для песка, воду, краску, для подкрашивания воды. Воду в формочках поставим в морозилку. А завтра украсим цветными льдинками наши постройки.