Получи документы

Значение и многообразие культурно-досуговой деятельности в жизни подростков

Людмила Александровна Кравченко
Значение и многообразие культурно-досуговой деятельности в жизни подростков

Введение

Актуальность данной темы в следующем: Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако характерной тенденцией наших дней в сфере досуга подростков, отмечаемая исследователями Л. А. Акимовой, Н. Д. Вавилиной, Ю. А. Стрельцовым, В. Я. Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью подростков. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.

Публикация «Значение и многообразие культурно-досуговой деятельности в жизни подростков» размещена в разделах

Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в применительно подросткового возраста приобрела особую актуальность, ибо досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности.

Данная работа соответствует профессиональному модулю ПМ02- организация досуговых мероприятий, тесно связана со специальностью педагогика дополнительного образования и посвящена проблеме культурно-досуговой деятельности в жизни подростков.

Цель работы: теоретическое изучение особенностей культурно- досуговой деятельности и эффективных методов работы по организации культурно- досуговой деятельности детей подросткового возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику понятия культурно-досуговой деятельности.

3. Охарактеризовать формы и методы работы по организации культурно-досуговой деятельности.

4. Рассмотреть особенности организации культурно-досуговой деятельности с подростками.

1. Понятие и особенности культурно-досуговой деятельности

Феномен культурно-досуговой деятельности вошел в научный оборот достаточно недавно, с начала 80-х годов. Появление данного понятие выступает логическим следствие теоретического осмысления проблемы досуговой деятельности, в частности, подхода к определению его специфики как частного варианта деятельности человека. Интенсивная разработка проблемы досуга и досуговой деятельности началось в 50-60 годы. Проработке данной проблеме предшествовало сокращение в середине 30-х годов рабочего дня, а также начавшиеся исследования различных категорий населения.

В качестве импульса для развития досуговой деятельности стало активное развитие средств массовой коммуникации, появление таких видов досуга, как телевидение, существенным образом изменило представления людей относительно досуговой деятельности, а также способах поведения человека за пределами профессиональной деятельности. В рамках данного контекста понятие досуга стало рассматриваться в системе таких близких понятий, как свободное время, нерабочее время и т. п. Отметим, что человеческая деятельность может рассматриваться общим, объединяющим все указанные понятия термином, так как именно досуговая деятельность может рассматриваться как специфическая форма проявления времени на уровне общественного бытия человека.

В целом, под культурно-досуговой деятельностью понимается деятельность субъектов, то есть личностей, а также социальных общностей в производстве, потреблении, сохранении, а также распространении культурных ценностей посредством проведения и организации свободного времени.

Анализ культурно-досуговой деятельности возможно осуществить в контексте ее сущностно-содержательных характеристик, структуры, направленности, субъектов, функций и т. п. Структуру культурно-досуговой деятельности целесообразно рассматривать в контексте функционирования ее основных субъектов, в частности – личностей и социальных общностей посредством определения и анализа потребностей людей, их установок, интересов, ценностных ориентаций и мотивов. Указанные компоненты культурно-досуговой деятельности в конечном итоге определяют культурно-досуговую деятельность как сравнительно самостоятельную сферу жизни и деятельности отдельных социальных общностей.

Как правило, выделяют следующие признаки культурно-досуговой деятельности:

1. Культурно-досуговая деятельность выступает результатом свободного выбора занятий;

2. Культурно-досуговая деятельности не обусловлена некоторой «внешней» необходимостью;

3. Культурно-досуговая деятельность осуществляется не с целью получения материальной выгоды.

Помимо указанных признаков целесообразным является учет социокультурного контекста, а также соответствующего ему социального пространства, так как культурно-досуговая деятельность не может использоваться вне социальных норм, культуры, системы правил и ролей.

Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что культурно-досуговая деятельность характеризуется наличием специфических особенностей, так как она направлена на освоение мира культуры отдельной социальной общностью или же человеком. Таким образом, мы можем говорить о том, что побудительным мотивом для культурно-досуговой деятельности выступает реализация определенных культурных потребностей членов определенной социальной общности в творческой деятельности, познании, деятельности общения и т. п.

Следует отметить то обстоятельство, что в зарубежных исследованиях предпринимаются отдельные попытки вычленения такого рода деятельности из общей системы культурно-досуговых занятий. Например, Р. Стэббинс в 90-х годах ХХ века вводит в научный оборот понятие «серьезный досуг», под которым понимаются устойчивые занятия любителя или же участника общественной самодеятельности – то есть волонтера, которая увлекает человека множеством возможностей, а также свойственной ей комплексностью деятельности. Данный вид досуговой деятельности существенным образом отличается от случайного досуга, который предполагает обычно гораздо меньше возможностей, характеризующейся куда как меньшей сложностью структуры, а также редко предполагающей совершенство исполнения такого рода деятельности.

Отметим, что в рамках культурно-досуговой деятельности, как и в любой другой деятельности человека, можно вычленить цели, результаты, средства осуществления процесса, определить отдельные механизмы, мотивы, ценностные установки и т. п. При этом важнейшими субъектами культурно-досуговой деятельности выступают отдельные личности и социальные общности, которые объединяются по территориальным, профессиональным, религиозным и иным признакам. Именно данные общности могут характеризоваться как совокупность коллективных и индивидуальных субъектов досуговой деятельности, которые участвуют в ее осуществлении и организации, так как именно они осуществляют определение ее задач, целей, а также содержания.

Разные субъекты досуговой деятельности осуществляют реализацию собственных потребностей в разных занятиях, многие их которых организовываются самими субъектами. В данном смысле они могут рассматриваться как субъекты досуговой деятельности. Например, к ним можно отнести отдельные социальные общности людей по интересам.

Содержание культурно-досуговой деятельности достаточно динамично. Оно характеризуется изменчивостью по мере накопления социального опыта социальными общностями и отдельными индивидами в процессе освоения окружающей действительности, в процессе развития информационного общества. Структура и содержание культурно-досуговой деятельности обуславливается определенной категорией культуры, которая сформировалась в определенном обществе, и существенным образом связана с традициями, образом жизни разных социальных групп, а также с их менталитетом.

Культурно-досуговая деятельность проявляется в разного рода формах. Формы могут классифицироваться по разным основаниям – по субъекту деятельности выделяют групповые, массовые, индивидуальные. По месту осуществления деятельности могут быть выделены домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности. По характеру организации можно выделить институциональные и неорганизованные формы. Относительно показателя уровня активности можно выделить активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности.

В настоящее время ученые сходятся во мнении о том, что такие виды деятельности, как чтение литературы, просмотр телепрограмм, посещение музеев, театров относятся к пассивным формам культурно-досуговой деятельности, тогда как работа в технических секциях и кружках относятся к активным формам.

В качестве критерия определения отдельных функций культурно-досуговой деятельности можно выделить степень направленности деятельности социальных общностей и личности в процессе осуществления культурно-досуговой деятельности. В соответствии с данным критерием выделяются такие функции культурно-досуговой деятельности, как образовательно-развивающая, преобразовательно-созидательная, рекреативно-игровая функция, информационно-коммуникативная, функция отдыха, функция регуляции.

Педагоги дополнительного образования в своей деятельности чаще всего занимаются организацией досуга для детей и подростков. Несмотря на сетования по поводу нехватки времени, у современных детей довольно много времени свободного от учения, домашних заданий, общественных и бытовых обязанностей. В среднем 180 дней каникул, воскресений и праздников и ещё примерно 100 дней за счёт часов, остающихся в личном распоряжении школьников после учебных занятий.

Принципы педагогики досуга:

Принцип интереса – досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется наличием или отсутствием интереса к ней.

Принцип совместной деятельности – совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, ведёт к повышению уровня досуговой деятельности.

Потенциалы детского досуга:

1. Досуг - сфера самовоспитания;

2. Естественные потребности в свободе и независимости;

3. Пределы самостоятельности и трудности;

4. Самоутверждение среди сверстников, признаки собственной личности;

5. Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения.

Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп:

Первая: связана с функцией восстановления различных сил ребёнка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы развлечения и др.)

Вторая: с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещениевыставок, музеев, путешествия, поездки и т. д.)

Третья: с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвёртая: реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).

Пятая: группа связана с целенаправленной творческой, учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. д.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребёнка.

Закон досуговой деятельности – сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии аффективных (душевных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества.

2. Формы и методы организации культурно-досуговой деятельности

Культурно-досуговая деятельность служит объектом воздействия разнообразных по длительности и интенсивности факторов. Исследование объективных факторов, определяющих воспитательное воздействие окружающей среды, дают право выделить в качестве основной детерминанты образ жизни, который тем и отличается от условий жизни, что это сама конкретная жизнедеятельность подростка, взрослого, семьи в целом.

Сложность и многообразность этой жизнедеятельности, как и культурной среды социума, делают объективно необходимым само основание инвариантности культурно-досуговой деятельности, как и построение самых различных видов, программ и отдельных форм этой деятельности.

В качестве наиболее распространенных оснований для построения типологий видов, программ и отдельных форм культурно-досуговой деятельности, исследователь Б. А. Титов рассматривает следующие:

1. по субъекту деятельности – культурно-досуговая деятельность осуществляется в массовой, групповой, индивидуальных формах;

2. по месту осуществления – домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности;

3. по характеру организации – институциональные, общественно-организованные и личные формы культурно-досуговой деятельности;

4. по наличию творческого элемента – активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности.

Виды игр:

1. Спортивные и подвижные;

2. Двигательные забавы и аттракционы;

3. Дидактические и познавательные;

4. Народные и национальные;

5. Строительные, технические и трудовые;

6. Музыкальные и хороводные;

7. Игры-упражнения психологического характера;

8. Игры-тренинги;

9. Игры-развлечения;

10. Игры-шутки;

11. Ролевые и сюжетно-ролевые, режиссёрские;

12. Деловые и организационно-деятельностные.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Известный психолог Д. Н. Узнадзе отмечает, что игра- это форма психогенного поведения, т. е. имманентного (внутренне присущего) личности.

В любом случае, культурно-досуговая деятельность реализуется в рамках различных форм и институтов, таких, как государственные и общественные службы социальной защиты, социальной помощи семье, разного рода формальных и неформальных объединениях, в которых осуществляется ассоциация разных социальных и возрастных категорий населения, а также ассоциации, которые объединяют профессиональных работников, которые заняты в сфере социальной помощи и социальной защиты, общества и объединения лиц, которые нуждаются в социальной защите и социальной помощи.

Преимуществами такого рода объединений выступают такие факторы, как:

1. Прямая передача опыта от старших к младшим детям, причем младшие заимствуют общественно приемлемые манеры поведения, они приобретают умения и навыки деятельности в конкретных условиях.

2. Имеются возможности для каждого раскрыться как личность вокруг некоторой привлекательной идеи или интересной совместной деятельности.

3. Удовлетворяются возрастные потребности у младших, младшие – получают пример, тогда как старшие утверждаются как лидеры.

4. Сотрудничество младших и старших значительно обогащают отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение как к младшим, так и к старшим.

5. Формируется широкая система социальных связей, которые исключают опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.

6. Помимо обозначенных принципиальных подходов к определению стратегий деятельности, места и роли органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности относительно профилактики правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.

В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т. д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т. д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.

Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов.

Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.

3. Особенности организации культурно-досуговой деятельности с подростками

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой системы отношений.

В совокупности с социально полезной, культурно-досуговая деятельность выступает в роли ведущего, направляющего, определяющего начала социализации подростков, активного вовлечения в процесс всестороннего развития, освоения опыта старших поколений, приобщения к непреходящим ценностям общемировой и национальной культуры. В культурно-досуговой деятельности подросток усваивает культурные нормы, ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, макро- и микросреды.

Грамотная организация досуговой деятельности в настоящее время может рассматриваться как действенная альтернатива подростковой и детской безнадзорности, которая является одной из предпосылок отклоняющегося поведения и противоправных действий.

Подростки в силу своих особенностей, особенно восприимчивы ко всему новому и непознанному, вместе с тем, они также не особенно задумываются о последствиях своих действий и поведения. При этом подростки неустойчивы в идеологическом плане, в их умы проще внедрить как отрицательный, так и положительный образ.

Когда отсутствует положительная альтернатива, когда нет положительных образцов поведения, то идеологический вакуум подростка быстро заполняется алкоголем, наркотиками, вредными знакомства и прочим.

В связи с данным обстоятельством основная задача органов управления и учреждений культуры выступает организация досуговой занятости подростков и детей, расширение и совершенствование перечня предоставляемых услуг с учетом предпочтений подростков.

Культурно-досуговая деятельность служит объектом воздействия разнообразных по длительности и интенсивности факторов. Исследование объективных факторов, определяющих воспитательное воздействие окружающей среды, дают право выделить в качестве основной детерминанты образ жизни, который тем и отличается от условий жизни, что это сама конкретная жизнедеятельность подростка, взрослого, семьи в целом.

Жизнь в обществе не возможна без общения и взаимодействия с другими людьми. Поэтому важным фактором развития и формирования личности является процесс общения и совместной деятельности с другими людьми. Каждый человек является включенным сразу в несколько социальных групп (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). Каждая из значимых социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, под влиянием группы формируются и социально-психологические характеристики. Вся жизнь человека протекает в сложной разветвленной системе общественных отношений.

Вхождение человека в эти общности отражается в процессе социализации. Не случайно А. Н. Леонтьев отмечал, что в коллективе человек вступает в те общественные отношения, которые определяют формирование его личности, ее установок, потребностей, мотивационной структуры.

Для подростка процесс взаимоотношений в коллективе школьного класса является одним из важных направлений социализации. Группа сверстников оказывает на развитие подростка огромное, а часто и решающее воздействие. Большую часть своего опыта ребенок приобретает в общение со сверстниками. Поэтому рассматривать развитие личности подростка в отрыве от общения со сверстниками не имеет смысла.

Самооценка ребенка развивается в обществе сверстников и родителей. Исследование связи между формой общения подростка в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки показала, что у подростков, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка, а для подростков из семей регламентированным типом общения была более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Так, высокая самооценка и хорошая социализация сочетаются с наличием теплых и доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.

Культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности подростков, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.).

Заключение

У современной молодежи отдых и досуг являются немаловажными формами жизнедеятельности. Культурно-досуговая форма деятельности вытесняет ведущую трудовую деятельность и труд как социальную потребность. От удовлетворенности досуга в подростковом возрасте зависит удовлетворенность жизнью в целом. Но в то же время мы вынуждены констатировать, что культурно-досуговая деятельность молодежи зачастую не организованна, а является спонтанным выбором подростка.

В представленной работе было раскрыто понятие и особенности культурно-досуговой деятельности, виды досуга, принципы педагогики досуга, формы и методы культурно-досуговой деятельности. Во второй части работы представлены особенности данного вида деятельности с подростками.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная деятельность в коллективе, различные формы и методы работы педагогов при организации досуга подростка, дают возможность через занятость подростка и организацию общения решить его проблему одиночества и потерянности. Повысить его самостоятельность, самооценку, сформировать ряд социально значимых навыков и умений. В культурно-досуговой деятельности подросток усваивает культурные нормы, ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества. Помимо этого она позволяет сформировать правильное социальное поведение подростков.

Публикации по теме:

Конспект досуговой деятельности по ПДД во второй младшей группе «Наш друг — светофор» Конспект досуговой деятельности по ПДД во второй младшей группе «Наш друг – светофор» Цель: формировать представление о безопасном переходе.

Конспект досуговой деятельности к Дню защитника Отечества «Сила богатырская»Конспект досуговой деятельности к Дню защитника Отечества «Сила богатырская» Цель: расширить и уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества», о русских богатырях, о героях великой России, о дружбе и.

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «Мёд и его значение в жизни человека»Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «Мёд и его значение в жизни человека» Цель: Расширение представления дошкольников о меде и его значение в жизни человека. Задачи: • Формировать у ребенка позицию активного участника.

Методические рекомендации по организации досуговой деятельности Методические рекомендации по организации досуговой деятельности. Решению задач физического воспитания в детском саду «Солнышко» г. Уварово.

Памятка для педагогов «Советы и рекомендации по проведению мероприятий и досуговой деятельности в ДОУ» Советы и рекомендации по проведению мероприятий и досуговой деятельности в ДОУ Праздники, досуги, развлечения - важное средство художественного.

Понятие культурно-гигиенических навыков и их значение в жизни человека Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Воспитание.

Сценарий досуговой деятельности в средней группе «Ярмарка» Сценарий досуговой деятельности в средней группе "Ярмарка" Цель: Приобщение детей к традиционным праздникам, формирование патриотических.

Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника» Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не.

Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста «Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Возрождение традиций прошедших столетий.

Значение игры в жизни ребенка «Игра в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение и многообразие культурно-досуговой деятельности в жизни подростков
Опубликовано: 22 января 2016 в 23:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД