Олеся Черкасская
Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Все начинается с любви.
Твердят:
"Вначале
было
слово. "
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви.
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви…
Р. Рождественский
Не зря я начала сой доклад со слов Р. Рождественского. Ведь если действительно по-настоящему любишь ребёнка, то понимаешь, чувствуешь его, живёшь его интересами. А в данном возрасте все интересы ребёнка трансформируются в игру, сводятся к игре. Ведь игра с самых ранних начал цивилизации стала главным проявлением всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т. п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления "игра" поэтически и провидчески точно выразил в "Пиковой даме" А. С. Пушкин устами главного героя: "Что наша жизнь?- Игра!" И не зря эта фраза взята в качестве эпиграфа в знаменитой и всеми любимой игре «Что? Где? Когда?»
Публикация «Значение игры как ведущей формы работы при обучении в ДОУ и в начальной школе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
Выдающийся нидерландский мыслитель 20 столетия Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждает, что игра есть специфический фактор всего, что окружает людей в мире. Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.
Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребё нка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т. п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Игра – регулятор всех жизненных ситуаций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития".
Игра, является самым простым для ребёнка способом познания окружающей действительности, наиболее естественным и доступным способом овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками. А значит игра и обучение два неотъемлемых слагаемых успеха! Жаль, что не все и не всегда это понимают.
Ига в обучении – это попытка учить светло, радостно, интересно, без надрыва и принуждения. Вы спросите: «Возможно ли это?» Ведь ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горечью, обидами, слезами, если можно научить с улыбкой, заронив искорку интереса и любопытства. Ведь возможно видеть счастливые, пытливые лица детей, а не безразличные и постоянно отвлекающиеся на что-то более интересное.
Удивление и любопытство, окрылённость и азарт в глазах учеников, невозможность спокойно сидеть на месте, не подпрыгнув с вытянутой рукой – вот, что должно быть на настоящих, интересных детям занятиях. Если ребёнок отвлекается, вертится, не слушает педагога, делает что – то не совсем так, это не его вина, а наша – мы не успели, не научили, не заинтересовали, ни оправдали надежд. И поэтому это наши промахи. Ведь двадцать, а то и тридцать пытливых глаз ждут от тебя не пустых и занудных нравоучений, а интересных, игровых ситуаций.
Все мы родом из детства, но часто не хотим понимать детей, требуя от них взрослого поведения удобного для нас в тот или иной момент. К сожалению, это тупик. «Удобный» ребёнок и счастливый ребёнок – это далеко не одно и то же. «Удобный» ребёнок порой прячет своё «я» под маской, подавляет свои потребности. Такой ребёнок никогда не станет успешным, несмотря на то, что для взрослого он просто идеален.
Внимание и запоминание у детей 6 -7 лет слабо развиты, особенно, если учение не несёт интерес, не захватывает. На помощь приходят игры и игровые ситуации, при которых всегда легче запомнить что-то сложное, скучное и не интересное. Внимание младшего школьника становится более устойчивым и в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т. д)
Ценность игры заключается ещё и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. Результатом коллективных игр является сплочение детей, формирование чувства товарищества, коллектива.
Игра имеет огромное значение в трудовой деятельности детей, суть которой была отлично раскрыта А. С. Макаренко: "Хорошая игра похожа на хорошую работу, нехорошая игра похожа на плохую работу…"
Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой. Этот переход не должен стать для ребёнка огромной пропастью, которую нельзя перейти, а наоборот, должен быть максимально комфортным, ведь ребёнок в этом возрасте испытывает психологические и физиологические перегрузки.
Дети чрезмерно подвижны, они не могут высидеть спокойно и 10-15 минут. На помощь приходят физкультминутки, которые в игровой форме дают выход скопившейся энергии.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
В педагогической литературе есть разные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию. Самыми распространёнными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые и подвижные. Любая игра должна быть представлена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер.
Игра может быть хорошим дополнением к учебному процессу в развитии личных свойств ребёнка. Они индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, просит чувства меры и осторожности.
Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учитывать : возраст играющих, выбор места для игр, сопутствующий инвентарь, предподготовка, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.
Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее принципиальное значение в жизни ребёнка, формирование его личных свойств, в развитии и воспитании.
О внедрениях развивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российских педагогов и психологов, которые отмечают, что игра дозволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3, а то и в 4 раза.
А свой доклад, я хотела бы закончить такой фразой: Сейте разумное, доброе, вечное непринуждённо, весело, с чувством юмора (а не занудства, со знанием игры!