Получи документы

Значение невербального общения в раннем возрасте для психического развития

павленко
Значение невербального общения в раннем возрасте для психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Значение невербального общения в раннем возрасте для психического развития.

Изучение невербальной коммуникации в раннем возрасте - очень увлекательное и волнующее занятие, так как так как оно связано с таинственным и трогательным миром младенчества, с возрастом, в котором на свет появляются первые ростки человеческой души.

Невербальная коммуникация - это относительно молодое направление в психологии, оно переживает в наше время настоящий исследовательский бум. Не удивительно - ведь в данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики. Опыт общения ребёнка с близким взрослым в младенчестве имеет определяющее значение для его дальнейшего психического развития.

Публикация «Значение невербального общения в раннем возрасте для психического развития» размещена в разделах

В отличие от прежних представлений о младенце как пассивном участнике общения, который обладает лишь простейшими эмоциональными реакциями, в настоящее время укрепилось представление о том, что новорожденный, испытывая новые переживания, т. е. получая новый опыт, может обучаться и выражать собственные намерения. Изучение мотивации младенческого поведения отчетливо показало, что необходимо принимать к рассмотрению потребности ребенка не только чисто физиологические, но и интегративные, коммуникативные, в частности потребность аккумулировать новые переживания, проверять взаимосвязь между собственным поведением и его последствиями, вызываемыми в непосредственном окружении, а также потребность находить себе подобных и общаться с ними.

Общение играет решающую роль при перепроверке ребенком социального соответствия своих действий. В этом смысле человеку так же, как и животным, важно научиться получать помощь от ближних, находить партнера для продолжения рода и завоевывать оптимальное положение в обществе.

При формировании привычек, связанных с кормлением, утоление голода может уступить свое место другим мотивам, как только ребенок поймет, что его поведение способно оказывать влияние на окружающих его людей. Еще чаще такое смещение мотива наблюдается во время крика, который может быть вызван не только голодом, болью, страхом, но и требованием удовлетворить познавательную или социальную потребность. И тогда он становится важным средством, позволяющим ребенку манипулировать ухаживающими за ним взрослыми.

Основные, базовые тенденции в поведении обнаруживаются уже на ранней стадии развития, другие появляются одновременно с развитием речи, либо после его завершения. Невербальные проявления младенцев - голосовые, мимические или жестовые - имеют гораздо большее значение, чем просто эмоциональный сигнал. Такие сигналы наряду с выражением собственного состояния отражают еще и актуальную ситуацию общения и в качестве просьбы или требования направлены к партнеру. Очевидно, развитие коммуникативных способностей с самого начала тесно связано не только с эмоциональным состоянием, но и с развитием интегративных способностей: мыслительной и способности к обучению.

Одной из составляющих интерактивного процесса является участие близкого взрослого. Обращение к зрительным контактам - один из примеров видоспецифического поощрения коммуникативных способностей. Сам того не осознавая, взрослый ищет зрительного контакта с младенцем, размещая свое лицо в поле зрения ребенка и облегчая тем самым его (пока еще ограниченное) зрительное восприятие. Взрослые также вознаграждают младенца за каждый полученный от него взгляд особой, так называемой "приветственной реакцией".

Эмоционально окрашенные мимические выражения взрослых служат подтверждением желательных форм поведения ребенка и отвержением - нежелательных либо сигнализируют еще неопытному младенцу о том, что он может ожидать от встречи с новым человеком или с незнакомой ситуацией.

Для успешного развития самовосприятия важно, как можно чаще давать младенцу возможность отвечать на чужое обращение таким образом, чтобы эти ответы были, в свою очередь, поняты взрослым. Для этого "достаточно интуитивные взрослые" часто позволяют малышу манипулировать (в положительном смысле) их поведением, т. е. отвечают на "ходы ребенка" так, как он и ожидает. Они как бы играют с ним в поддавки. Это создает у младенца ощущение того, что он понят и принят. Тем самым подкрепляется один из самых важных интегративных процессов - распознавание того, как можно достичь определенных целей путем изменения собственного поведения.

Наиболее интересные и распространенные примеры интуитивной поддержки обнаруживаются в вокальном общении между младенцем и взрослыми во время овладения ребенком речью. Взрослые демонстрируют артикуляцию, перенимая которую дети учатся воспроизводить различные звуки. Постепенное развитие таких шагов поддерживается со стороны социального окружения ребенка как намеренно, так и непроизвольно.

Компьютерный анализ речи, обращенной к младенцу, показал, насколько важную роль в диалоге с ним играет интонация. Взрослый передает при помощи различных мелодий хорошо дифференцированную информацию и первые категориальные послания, переработка которых подготавливает почву для дальнейших вербальных посланий. Мелодика родительской манеры речи при этом чрезвычайно насыщена информационно. Ухаживающие за ребенком взрослые используют в разговоре, обращенном к нему, такие элементы вокализации, которые сам малыш обнаружил во время подражания и модулирования своих первых вокализаций. Подобным же образом протекают и дальнейшие неосознанные, но на удивление систематически выполняемые шаги, приводящие в конечном итоге к появлению первых слов.

Отсутствие у ребенка невербального общения под угрозой оказывается не только речевое, но и психическое развитие в целом.

Развитие и протекание общения при воздействии большого количества неблагоприятных факторов задерживается или нарушается.

В настоящее время существует множество разнообразных, часто перекликающихся между собой методов коррекции отношений между взрослым и ребёнком на ранних этапах развития. Зачастую эти программы, предполагающие вмешательство в процесс общения, оставляют без внимания главную особенность интуитивного поведения взрослого: незначительную возможность контролировать его сознательно, рационально и произвольно. Представляется важным направить усилия на то, чтобы взрослые полностью следовали темпу и уровню развития ребенка и позволили бы себе в собственном интуитивном поведении следовать предпочтениям младенца, его спонтанно возникающим интересам и динамике, а также полагались бы на свою интуитивную готовность к совместному диалогу или игре с малышом.

Опыт показывает, что однажды пережитый, даже самый скромный успех может значительно повлиять на дальнейшую мотивацию ребёнка в достижении новых результатов.

Использованная литература:

1. Фрейд А. Младенцы без семьи. Нью-Йорк: Междунар. ун-т Пресса, 1945 год.

2. Фроди А. Вариации родительской и неродительской реакции на раннее младенческое общение // Психобиология разделения привязанности / Под ред. М. Рейта, Т. Филда. Нью-Йорк: Academic Press, 1985. С. 351–367

3. Газзанига М. Социальный мозг. Обнаружение сетей разума. Нью-Йорк: Базовый, 1985.

4. Гольдфарб В. Психологическая лишенность в младенчестве и последующая адаптация С. 247-255.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение невербального общения в раннем возрасте для психического развития
Опубликовано: 28 января 2023 в 12:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение невербального общения в раннем возрасте для психического развития» (включая файлы) размещена пользователем павленко (УИ 2189687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД