Приложение МААМ

Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Светлана Михайловна Александрова
Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Доклад по теме:

«Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»

Подготовила: Александрова Светлана Михайловна, воспитатель

Публикация «Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение речи или боязнь речевого общения.

Основной целью педагогической работы считаю формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных образовательных ситуаций, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

Систему работы по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики реализую в различных видах деятельности:

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами;

— общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность.

Использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики.

К традиционным отношу:

- пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками, которые выполняем как стоя, так и сидя за столами.

- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Для этого использую массажёр Су-Джок, грецкий орех, зубные щётки. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями образовательной деятельности. Дети очень любят упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, например “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз). С помощью зубных щеток выполняем имитационные движения «Подметём ладошки», «Чистим пальчики».

- Следующая форма – работа с предметами, природным и бросовым материалом (вырезаем ножницами; строим из конструктора, играем с прищепками, выполняем поделки из бусин и бисера, аппликации из крупы, песка, ватных и бумажных шариков. Также использую в своей работе игры с макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, пуговицами, крышечками, замочками, застёжками и липучками. Выполнение заданий с использованием счётных палочек. Настольные игры с мозаикой, пазлами. Конструирование и игры с природным материалом. Плетение макраме, плетение косичек, верёвочек, наматывание клубка ниток, завязывание узелков.

- Также организацию хозяйственно-бытовой труд (стирка кукольного белья, мытьё игрушечной посуды, игрушек и т д.).

- Опыт работы показал, что положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает художественно-эстетическая деятельность:

Во-первых, изобразительная (раскрашивание, использование трафаретов и т. д., нетрадиционные техники рисования - пальчиками, ладошками. Использую графические диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями, точками, штриховка, работа в прописях, росчерки.

Во-вторых, лепка из пластилина, глины, слоеного теста. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Внедряю в работу технологию пластилинографии (мнем и отщипываем, надавливаем, размазываем и т. д.).

В-третьих, театрализованная деятельность. Театральные игры с использованием пальчикового театра всегда дарят детям радость.

К нетрадиционным формам развития мелкой моторики отношу :

- аква-гимнастику для пальчиков;

- игры в сухом бассейне;

- игра «Тактильный мешочек»;

- разнообразные упражнения;

- пуговичная терапия;

На данных формах хотелось бы остановиться подробнее.

- Аква-гимнастика это занимательные игры в воде, которые способствуют развитию координации движений рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ребенок ощущает приятное массирующее воздействие теплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. А играем мы следующим образом: в тазик наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

- Игры в сухом бассейне для рук. Пластиковая прозрачная банка заполняется крупой или сухим песком, на дне игрушки из киндер-сюрприза, дети достают игрушки со дна банки, разгребая крупу или песок.

- Игра «Тактильный мешочек»

Для этой игры у нас имеются одинаковые крышечки (четное количество).

В качестве тактильного материала использую наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.

Правила игры просты : положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество). Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.

- Использую упражнение с пипеткой. Для этого упражнения необходима пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук. Упражнение с пинцетом. В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы. Сортировка мелких предметов, сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц. Упражнение с дыроколом. Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

Трубочки для коктейля. Разрезаем на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

- Пуговичная терапия. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами. Приведу несколько примеров игр с пуговицами:

1. Поднимание пуговиц.

С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).

Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?

2. Расти, пальчик!

Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.

Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно. \

3. Кто быстрее?

Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.

4. Передай пуговицу.

Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.

Усложнение: менять способ передачи пуговицы.

В завершении хотелось бы сказать, что систематизированная, ежедневная работа над развитием речи посредством развития мелкой моторики уже на начальном этапе дает положительные результаты.

Публикации по теме:

Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаНетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ктуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста «Черепаха»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений у детей младшего дошкольного возраста «Черепаха» .

Игры для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возрастаИгры для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста Игры для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста. Новая жизнь старых вещей (для детей 4-5 лет). Развивается: - Мышление;.

Презентация «Игры и упражнения в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста» Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность.

Консультация для родителей старшей группы «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Консультация для родителей старшей группы «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. Развитие.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию.

Обобщение материала по теме «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Обобщение материалов по теме: «Пальчиковая гимнастика, как средство, развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» Известному.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия Советы для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Основные понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2018 в 07:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михайловна Александрова (УИ 1449917) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД