Светлана Михайловна Александрова
Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»
Доклад по теме:
«Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста»
Подготовила: Александрова Светлана Михайловна, воспитатель
Публикация «Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение речи или боязнь речевого общения.
Основной целью педагогической работы считаю формирование правильного звукопроизношения путем проведения специальных образовательных ситуаций, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.
Систему работы по развитию звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики реализую в различных видах деятельности:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами;
— общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
Использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики.
К традиционным отношу:
- пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками, которые выполняем как стоя, так и сидя за столами.
- Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Для этого использую массажёр Су-Джок, грецкий орех, зубные щётки. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями образовательной деятельности. Дети очень любят упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, например “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз). С помощью зубных щеток выполняем имитационные движения «Подметём ладошки», «Чистим пальчики».
- Следующая форма – работа с предметами, природным и бросовым материалом (вырезаем ножницами; строим из конструктора, играем с прищепками, выполняем поделки из бусин и бисера, аппликации из крупы, песка, ватных и бумажных шариков. Также использую в своей работе игры с макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, пуговицами, крышечками, замочками, застёжками и липучками. Выполнение заданий с использованием счётных палочек. Настольные игры с мозаикой, пазлами. Конструирование и игры с природным материалом. Плетение макраме, плетение косичек, верёвочек, наматывание клубка ниток, завязывание узелков.
- Также организацию хозяйственно-бытовой труд (стирка кукольного белья, мытьё игрушечной посуды, игрушек и т д.).
- Опыт работы показал, что положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает художественно-эстетическая деятельность:
Во-первых, изобразительная (раскрашивание, использование трафаретов и т. д., нетрадиционные техники рисования - пальчиками, ладошками. Использую графические диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями, точками, штриховка, работа в прописях, росчерки.
Во-вторых, лепка из пластилина, глины, слоеного теста. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Внедряю в работу технологию пластилинографии (мнем и отщипываем, надавливаем, размазываем и т. д.).
В-третьих, театрализованная деятельность. Театральные игры с использованием пальчикового театра всегда дарят детям радость.
К нетрадиционным формам развития мелкой моторики отношу :
- аква-гимнастику для пальчиков;
- игры в сухом бассейне;
- игра «Тактильный мешочек»;
- разнообразные упражнения;
- пуговичная терапия;
На данных формах хотелось бы остановиться подробнее.
- Аква-гимнастика это занимательные игры в воде, которые способствуют развитию координации движений рук и развитию мелкой моторики пальцев. Ребенок ощущает приятное массирующее воздействие теплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. А играем мы следующим образом: в тазик наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
- Игры в сухом бассейне для рук. Пластиковая прозрачная банка заполняется крупой или сухим песком, на дне игрушки из киндер-сюрприза, дети достают игрушки со дна банки, разгребая крупу или песок.
- Игра «Тактильный мешочек»
Для этой игры у нас имеются одинаковые крышечки (четное количество).
В качестве тактильного материала использую наждачную бумагу, ковролин, ткань с разной фактурой. По размеру крышек вырезала по два кружка каждого материала и вложила кружочки в смазанные клеем крышечки. Сшила красивый мешочек из плотной ткани.
Правила игры просты : положите в мешочек несколько пар крышечек (начинать можно с двух пар, постепенно увеличивая их количество). Ребенок на ощупь распознает, что наклеено в крышечке, и вытаскивает одинаково наклеенные крышечки.
- Использую упражнение с пипеткой. Для этого упражнения необходима пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук. Упражнение с пинцетом. В емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы. Сортировка мелких предметов, сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц. Упражнение с дыроколом. Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
Трубочки для коктейля. Разрезаем на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
- Пуговичная терапия. Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами. Приведу несколько примеров игр с пуговицами:
1. Поднимание пуговиц.
С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки. Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
2. Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно. \
3. Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет. Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования.
4. Передай пуговицу.
Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.
Усложнение: менять способ передачи пуговицы.
В завершении хотелось бы сказать, что систематизированная, ежедневная работа над развитием речи посредством развития мелкой моторики уже на начальном этапе дает положительные результаты.