Приложение МААМ

Значение сказки в преодолении недостатков звукопроизношения и развитии речи детей дошкольного возраста

Наталья Аронова
Значение сказки в преодолении недостатков звукопроизношения и развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Значение сказки в преодолении недостатков звукопроизношения и развитии речи детей дошкольного возраста

Современная жизнь очень стремительна и сложна в материальном отношении. Основная масса родителей занята зарабатыванием материальных благ. К сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают, не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и мало в ней участвуют. С каждым годом всё больше детей, поступающих в детский сад, имеют речевые нарушения различной степени тяжести. Но все они испытывают затруднения при общении, не могут достаточно точно выразить свои мысли, их речь пестрит аграмматизмами. Дети-логопаты стесняются выступать на утренниках, они не уверены в себе, замкнуты.

Публикация «Значение сказки в преодолении недостатков звукопроизношения и развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Большую роль в коррекции коммуникативной функции речи и в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

Познакомившись с книгой Лоры Поляк «Театр сказок», я решила использовать их не только для развития коммуникативных навыков своих воспитанников, но и для автоматизации поставленных детям звуков.

С этой целью я переработала сказки, включив в их содержание логопедические задания по автоматизации или дифференциации звуков. Каждый сценарий посвящен автоматизации одного или дифференциации двух звуков. Роли дети учили дома вместе с родителями, а репетировали мы в детском саду. На постановку приглашали родителей. Это был своеобразный отчет логопеда и детей о проделанной работе по коррекции звукопроизношения и степени усвоения программного материала детьми. Такая работа не только раскрепощала детей, но и укрепила союз: логопед – дети – родители. Взрослые увидели, какие усилия прилагает логопед, чтобы свести до минимума имеющиеся дефекты детей и осознали значение собственного участия в коррекционной работе.

Мною были разработаны занятия по всем группам звуков (свистящие, шипящие, соноры). Хочу предложить вашему вниманию сценарии сказок по автоматизации свистящих звуков.

Цикл занятий по автоматизации звуков,

основанных на сюжетах народных сказках.

Во всех сказках ведущий – логопед.

Занятие №1

Тема: «Лиса, заяц и петух».Цели: Развивать коммуникативные способности детей.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Автоматизировать звуки С и З в словах, предложениях и связной речи.

Воспитание любви к народному творчеству.

Материалы: Маски героев сказки, два дома, забор, коса, символы для пересказа рассказа.

Действующие лица: Ведущий, лиса, заяц, первая собака, вторая собака, медведь, петух. (дети)

Картина 1.На сцене две избушки. Из окна лубяной выглядывает заяц, из окна ледяной – лиса. Между дворами забор с калиткой.

Ведущий: У лесочка на опушке

В лубяной своей избушке

Мирно Заяц жил Косой

Рядом с рыжею Лисой.

Но ленивая Лисица

Не желала потрудиться –

Дом построить лубяной,

А вселилась в ледяной.

Лисица готовит себе еду. Заяц занимается по книжке.

Ведущий. Вот весною лёд растаял,

Ледяной избы не стало…

Стала хитрая Лисица

К Заюшке во двор проситься.

Лисица подходит к калитке, стучится.

Лисица: Зайка, Зианька-дружок,

Пусти меня хоть на часок!

Без избушки сыро, плохо,

Шубка вся моя намокла.

Заяц: Нет, тебя я не пущу.

Видишь, звуки я учу.

С и З – важные звуки.

Ох, труднее нет науки.

Если будешь их учить,

То пущу тебя пожить.

Ведущий: Попросил Заяц Лису

Повторить, что произнесу:

Са-са-са, бежит рыжая лиса,

Су-су-су, позову я лису,

Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы.

Се-се-се, помогите вы лисе.

Лиса: Ой, ребятки, помогите,

Вы со мной произнесите.

Ведущий: Заяц, доброе сердечко,

Рыжую пустил на печку.

Стали вместе проживать

Да словечки называть.

Заяц с З, а с С – Лиса.

Помогите им, друзья.

Дети делятся на команды: одна – Зайцы, вторая – Лисицы. Дети придумывают слова со звуками С и З.

Ведущий: День-другой прошёл. Лисица

Вдруг затеяла браниться.

Лиса: Не желаю жить с тобой!

Убирайся вон, Косой!

Лиса бросает Зайцу узелок с вещами. Заяц выходит из дома, садится поодаль и плачет.

Ведущий. И Зайчишку прогнала,

Узелок лишь отдала.

Сел Зайчишка на опушке

И, прижав от страха ушки,

Начал горько-горько плакать…

Появляются две собаки, подходят к Зайцу.

Подошли к нему собаки.

Первая собака: Тяф, тяф, тяф, о чём ты плачешь?

Почему, дружок, не скачешь?

Вторая собака: Расскажи нам, сделай милость,

Что с тобою приключилось?

Заяц: Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А Лисица - в ледяной.

Как растаял лёд весной,

Жить она ко мне пришла

Да меня же прогнала.

Помогите мне, друзья,

А не то – погибну я!

Собаки: Полно! Слёз не лей ты море!

Твоему поможем горю.

Но и ты нам помоги:

В словах звуки С на З смени!

Ведущий: Зайка сразу растерялся.

А потом и испугался.

Ну-ка, дети, помогите:

Звуки С на З смениете.

Дети преобразовывают слова: Зайка- Сайка, ЛиЗа – лиСа, коЗа – коСа,

роЗа – роСа, Захар – сахар, Зоя – соя, поЗади – поСади, Зуб – Суп, буЗина – буСина.

Собаки: Тяф, тяф, тяф! А ну, Лиса,

Убирайся вон в леса!

Ведущий: А Лисица им с печи

Громким голосом кричит:

Лиса: Вот как выскочу сейчас,

Вот как выпрыгну на вас.

Если не хотите драки,

Убирайтесь вон, собаки!

Собаки испуганно тявкают и убегают.

Ведущий: Тут собаки хвост поджали

И с испугу убежали.

Заяц опять начинает плакать. К нему вразвалочку приближается Медведь.

Снова Заяц громко плачет,

По пригорочкам не скачет.

Подошёл к нему Медведь.

Медведь (добродушно)

Полно, Заинька реветь!

Ты ответь мне, сделай милость,

Что за горе приключилось?

Заяц: Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке.

А Лисица – в ледяной.

Как растаял лёд весной,

Жить ко мне она пришла,

Да меня и прогнала.

Медведь: Не горюй, дружок! Лису

Я заставлю жить в лесу.

Но и ты мне помоги:

Слова в предложенья собери.

Ведущий: Ну-ка, братцы-ребятишки,

Помогите вы Зайчишке.

Дети исправляют деформированные предложения.

- Зоя, есть, суп, свежий. (Зоя ест свежий суп.)

- Куклы у глаза синие. (У куклы синие глаза.)

- Вася песок, возить грузовик в синий (Вася возит песок в синем грузовике.)- Зима снег засыпать всё. (Зимой всё засыпано снегом.)

- Света Зина и заколки купить синие (Света и Зина купили синие заколки.)

Медведь подходит к избушке, ревёт.

Медведь: Ну-ка, рыжая Лиса,

Вон иди в свои леса!

Ведущий: А Лиса ему с печи

Громким голосом кричит.

Лиса: Вот как выскочу сейчас,

Искры полетят из глаз!

Убирайся сам, Медведь!

На меня не смей реветь!

Медведь сердито машет лапой и уходит.

Картина 2.

Появляется Петух с косой. Подходит к плачущему Зайцу.

Ведущий: Вот идёт Петух с косой.

Петух: Плачешь ты о чём, Косой?

Заяц: Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А Лисица – в ледяной.

Как растаял лёд весной,

Жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала.

Петух: Не горюй, приятель! Вскоре

Твоему поможем горю!

Вот рассказ мы перескажем,

И Лисе кулак покажем.

Ведущий: Вы, ребятки, помогите

И рассказ перескажите.

Дети пересказывают рассказ с опорой на символы.

Вот зимний лес. Берёзы и осины засыпаны снегом. Зимой в лесу зеленеют только сосны и ели. Везде сугробы. Под кустом сидит зайка. Он спрятался от лисы. Лиса совсем рядом, но не замечает белого зайку на белом снегу.

Ведущий: Подошёл петух к избушке,

Что стояла на опушке.

Подошёл… Пошла потеха!

Стало рыжей не до смеха…

Петух: Ку-ка-реку! Вон, Лиса!

Уходи к себе в леса!

Вот возьму косу на плечи…

Я иду Лису посечи!

Лиса (испуганно)

Что ты, Петя, не спеши!

Мне одеться разреши!

Петух: Ку-ку-реку! Вон, Лиса!

Уходи к себе в леса!

Вот возьму косу на плечи…

Я Лису иду посечи!

Лиса стремительно убегает.

Ведущий: Ох и струсила Лиса…

Прыг с печи – да и в леса

Припустила во весь дух:

Напугал её Петух.

С той поры Зайчишка с Петей

Лучшие друзья на свете.

На лесной живут опушке

В лубяной своей избушке.

И теперь из самовара

Чай горячий пьют на пару,

Сушки-пряники жуют,

Веселятся и поют…

Публикации по теме:

Новогодняя ёлочка из ладошек детей.Новогодняя ёлочка из ладошек детей. Прошли Новогодние праздники и мы снова на работе. Как и обещала выставляю свою Новогоднюю ёлочку,которую мы делали с детьми из ладошек с.

Система оздоровительной, Ппрофилактической и коррекционной работы в ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сказки в преодолении недостатков звукопроизношения и развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 10:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сказки в преодолении недостатков звукопроизношения и развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Аронова (УИ 194606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД