МААМ-картинки

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями (8 фото)

Марина
Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами, психологами и педагогами дошкольных учреждений. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование различных видов искусства. В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребёнка с различными отклонениями. Психо - коррекционная программа построена на различных видах народного искусства, может оказать значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Публикация «Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Театрализованная деятельность является одним из средств решения комплекса психо - коррекционных задач.

Внедрение в практику работы данного направления чрезвычайно перспективно.

Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие детей с задержкой речевого развития основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, мини – культурные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Фото №1 Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Фото №2 Повышение эффективности коррекционной работы с детьми имеющими задержку речевого развития одна из главных задач стоящих перед логопедами психологами и педагогами дошкольных учреждений

Ребёнок с нарушениями в развитии, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Ранняя интервенция в психическое развитие ребёнка средств театрализованной деятельности является этически обоснованной и правильной, нежели калькирование зарубежных технологий диагностической и коррекционной работы без учёта специфики русской этнической среды.

Фото №3 Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование различных видов искусства

По мнению Л. С. Выгодского, проблемы в развитии речи у ребёнка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается “нормальное врастание ребёнка в культуру “. Организация коррекционно - педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.

Фото №4 В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребёнка с различными отклонениями

По словам К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «… на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит исключительно из диалогов». Далее К. С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнёром и со зрителем. Замечательно то, и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».

По мнению выдающегося отечественного философа Ю. М. Лотмана, «искусство является формой передачи жизненного опыта поколений, а также средством человеческого общения. Произведения искусства представляют собой модель жизненных ситуаций, позволяющих приобщаться к важным культурным феноменам, ещё не пережив их в реальной жизни». Это позволяет рассматривать искусство в качестве универсального источника развития коммуникативной сферы, углубляющего понимание реального человеческого общения.

Особенности искусства заключаются в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребёнок познаёт новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.

Фото №5 Психо коррекционная программа построена на различных видах народного искусства может оказать значительное коррекционное влияние комплексно воздействуя на детей

Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребёнка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребёнку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра – драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнёра, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств речи для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнёра, т. е. умения действовать совместно с другими детьми.

Фото №6 Публикация Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями размещена в разделах Оформление детских садов Театр

Принятие ребёнком роли, какого – либо персонажа – весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребёнок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребёнку предоставляется образец поведения.

В играх – театрализациях педагогами широко используются народные игрушки – изделия умельцев народных промыслов. Бесчисленные фигурки животных, птиц, людей в руках детей, под руководством опытных педагогов, превращаются в сказочных героев.

Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает её героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь.

Чаще всего основой игр – театрализаций являются русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У детей появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет обладать сам.

Фото №7 Театрализованная деятельность Темочки

Коррекционные возможности театрально – игровой деятельности детей с нарушениями в развитии :

- Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самодеятельности.

Театрализация коррекционно – педагогического процесса вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявлять инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции психофизиологических процессов.

Публикации по теме:

Праздничный вернисаж «День защитников Отечества»Праздничный вернисаж «День защитников Отечества» Повышение эффективности коррекционной работы с детьми имеющими нарушения в речевом развитии - одна из главных задач. Поэтому в поиске этих.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 10:27
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 94.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД