Лучший педагог года

Опыт работы «Знакомство со сказками Виталия Бианки»

Таля Тебежекова
Опыт работы «Знакомство со сказками Виталия Бианки»

«Знакомство со сказками Виталия Бианки»

Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль художественной литературе. Книжка, как заметил писатель Н. Сладков, не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.

Публикация «Опыт работы „Знакомство со сказками Виталия Бианки“» размещена в разделах

Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Банки. Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы – «Лесная газета» - рассказывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», «Чьи ноги?»Примечательно: в основе всех произведений автора лежат его собственные наблюдения над жизнью леса, его обитателей. Создавая книги, писатель ставил перед собой задачу – приучать ребят самостоятельно вести наблюдения за явлениями природы, самостоятельно отвечать на ее загадки. Можно сказать, что Бианки – один из первооткрывателей нового жанра для самых маленьких – научной сказки.

Сказки В. В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев – насекомых, птиц, зверей – и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научность точностью делают произведения В. В. Бианки ценным педагогическим материалом.

В данной статье мы хотим поделиться опытом работы по ознакомлению детей младшей группы с книгами Виталия Бианки. Знакомство началось с рассказа о жизни и творчестве писателя. Но до этого занятия в группе экспонировали книги Виталия Бианки. Читали их в свободное время.

Из рассказа воспитателя дети узнали, что Виталий Валентинович Бианки родился в Санкт-Петербурге. Отец его был ученым-биологом, работал в Зоологическом музее, изучал жизнь птиц. Виталий Валентинович, будучи маленьким, часто ходил в этот музей, так как очень любил рассматривать диковинных животных. В доме у мальчика всегда жили птицы, рыбы, черепахи, змеи. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь отец и сын ходили в лес. Отец учил автора выкармливать птенцов, зайчат, белок, ежей. Все увиденное мальчик фиксировал в своем дневнике.

Шли годы, Виталий Валентинович закончил Санкт-Петербургский университет и, как отец, стал орнитологом. Он много путешествовал, изучал родную природу. И когда у него накопилось много записей, решил поделиться своими наблюдениями с ребятами. В. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Он мечтал чтобы дети жили в дружбе с животными, растениями, оберегали, охраняли их.

Рассказ о жизни писателя настолько заинтересовал детей, что возникло желание посетить зоологический музей.

При последующей образовательной деятельности и в свободное время читали и обсуждали сказки («Хвосты», «Приключения муравьишки»). По прочтении каждого произведения в ходе обсуждения подводили детей к пониманию причинных связей, некоторых биологических закономерностей. Однако ответы тем не менее свидетельствовали: что рассказы Бианки воспринимают как волшебные сказки, действия героев истолковывают как приключения. Природоведческий материал они замечали, однако их внимание привлекали лишь отдельные детали, факты, характеризующие повадки и внешность животных. Любимая сказочная стихия заслоняла на первых порах научное содержание. И тем не мене мы стали знакомить детей с третьим произведением автора – со сказкой «Глупые вопросы». И вот почему: на наш взгляд, именно сказка, включающая в повествование обязательный диалог, игру, повторяемость элементов, наилучшим образом помогает детям усвоить основную авторскую мысль. И действительно, уже через несколько образовательных деятельностей дети обращали внимание на многообразие проявлений в природе, на своеобразие каждого животного. Более того, они придумали игру «Угадайка» : по иллюстрации к сказкам («Хвосты», «Приключения муравьишки», «Глупые вопросы», «Лесные домишки») следовало узнать кто есть кто: насекомое это или зверек, птица, рассказать, что запомнил. Эмоциональный отклик вызвало по рисованию по теме: «Моя любимая книга». Дети с удовольствием выполняли задание, уверенно мотивируя свой выбор. Вот некоторые примеры: «Моя любимая книга «Чей нос лучше?». Я узнала, что у каждой птицы свой клюв. Я хочу нарисовать разные клювы. В книге мне понравилась одна птица, которая глотала целую кучу бабочек, она была похожа на моржа». Или «Самая лучшая книга «Лесные домишки». Я нарисую птиц, мне нравятся их домики – они все разные: у кого без потолка или просто на земле. У ласточки дом уютнее всех».

Анализ рисунков показал: несмотря на изобразительное несовершенство, у детей получилось выразить не только то, что их привлекает, но и некоторые биологические особенности животных. А это свидетельствует интерес детей к познавательному материалу сказок. Вот почему мы старались побуждать детей устанавливать биологические связи, разумеется, не приглушая приключенческой стороны произведения. Знакомство с произведением писателя мы подытожили на математической викторине. Первое задание викторины : по картинке, где изображены три клюва, дети должны узнать, чем питается птица (насекомыми, зёрнами, ягодами или зверьками и птицами). Задание второе. Воспитатель прочитал отрывок, а дети должны назвать рассказ В. В. Бианки. Задание третье. Дети должны ответить от чего у сороки такой хвост? Из какого рассказа они это узнали? Задание четвёртое. Дети должны ответить почему чайки белые. Из какого рассказа они это узнали?

За хорошие знания рассказов и сказок В. В. Бианки дети получили призы.

Публикации по теме:

Знакомство дошкольников со сказками А. С. Пушкина «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Сегодня нельзя представить русскую детскую литературу без волшебных сказок Пушкина. Их.

Опыт работы «Знакомство детей с народной игрушкой» Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться в первой младшей группе детского сада. Что касается декоративной лепки, то.

Проект «125 лет со дня рождения Виталия Бианки»Проект «125 лет со дня рождения Виталия Бианки» 125 лет со дня рождения Виталия Бианки. Одной из годовых задач 2018-2019гг в нашем саду стали задачи по развитии литературных представлений,.

Литературная гостинная «Лесные полянки Виталия Бианки»Литературная гостинная «Лесные полянки Виталия Бианки» Ребята старшей группы «Капитошки» со своим воспитателем, Курило Инной Васильевной, побывали в Завьяловской детской библиотеке, где прошла.

Библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группыБиблиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки!» для детей старшей группы Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки. Задачи: Углубить знания детей о животном.

Консультация для родителей «Творчество Виталия Бианки» Уважаемые родители! Важным методом экологического воспитания является слово. Прежде всего это чтение художественной литературы, беседа о.

Презентация «Лесные сказки Виталия Валентиновича Бианки» Лесные сказки Виталия Валентиновича Бианки Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным.

Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем» Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем» Гуцало Елена Николаевна Опыт работы «Знакомство с родным Сибирским краем» Заниматься.

Развлечение «В гостях у Виталия Валентиновича Бианки»Развлечение «В гостях у Виталия Валентиновича Бианки» Развлечение "В гостях у Виталия Валентиновича Бианки"Цель: закрепить и уточнить знания детей о произведениях В. В. Бианки. Задачи: - развивать.

Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки»Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки» Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста. "Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки!" Сроки проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Знакомство со сказками Виталия Бианки»
Опубликовано: 26 мая 2019 в 20:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД