Лучший педагог года

Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания

Стрелкова Инна Николаевна
Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания

Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания.

Стрелкова Инна Николаевна

Педагог I квалификационной категории

МАДОУ "Центр развития ребенка " Детский сад №272"

г. Пермь

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" говорится о том, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России". Наследование исторических и культурных ценностей в дошкольном детстве - это и есть самый верный способ нравственно-патриотического развития дошкольников, воспитания у них чувства любви к Отечеству.

Публикация «Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

Родной край, любимый город, милые сердцу названия поселков и речушек мы узнаём с детства. Мы живем с этими знаниями, с любовью к своей «Малой Родине», гордимся и бережём то историческое и культурное наследие, которое оставили нам наши предки. Работая в детском саду, у педагога есть возможность передать свою любовь и знания истории родного края детям.

Обращение к проблеме формирования любви к родному краю у старших дошкольников с учетом содержания, специфики региональной культуры, актуализирует задачу отбора материала. Одним из таких материалов в Пермском крае является памятник культуры – мелкая металлопластика Пермского звериного стиля.

Именно этот региональный компонент в дошкольном образовании помогает маленькому пермяку ощутить и осознать свою принадлежность к «Малой Родине». В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных, нравственных и эстетических ценностей.

В своей работе по приобщению старших дошкольников к истории и художественной культуре Пермского края я использую цикл совместной деятельности «Пермский звериный стиль».

Пермский звериный стиль – самобытное историческое и художественное явление, коллекция которого находится в Пермском краеведческом музее. Музей имеет особое значение для формирования ценностных ориентаций личности ребенка. Там хранится духовный опыт человечества, то, что выше любой конкуренции для формирования у дошкольников нравственно-патриотических чувств. В залах музея ребенок может рассмотреть и даже прикоснуться к историческим и культурным ценностям. Но посещению экспозиции предшествует большая предварительная работа на совместной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром, коммуникации, рисованию. Организация такой деятельности происходит непосредственно в группе. Двенадцать НОД рассчитаны на два месяца.

Тема: «Пермский звериный стиль»

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к региональным художественным ценностям.

Задачи: дать общее представление о Пермском зверином стиле, как виде древнего изобразительного искусства III-XII в. н. э. и значении его в жизни древних народов Прикамья; формировать представления детей о назначении и сюжетах художественной металлопластики (пронизки и бляхи) Пермского звериного стиля; способствовать формированию основ художественной и визуальной культуры; обогащать опыт познавательной деятельности, направленной на развитие патриотических чувств.

Методы и формы работы :

1. Совместная деятельность по ознакомлению с окружающим : «Животный мир Прикамья, его значение в жизни древнего человека». Задачи: уточнить знания детей об особенностях характеров и повадок животных населяющих леса Пермского края, расширить знания детей о зависимости древних народов края от природы и животного мира.

2. Совместная деятельность по коммуникации: «Сказки и легенды о лесных зверях». Задачи: вызвать у детей интерес к фольклору родного края.

3. Рисование: «Элементы древних узоров».

Задачи: - учить детей изображать элементы узоров, встречающиеся на предметах древней металлопластики.

4. Совместная деятельность по ознакомлению с окружающим : «Ена и Омоль»

Беседа о духовной культуре народов, населявших древнее Прикамье. Задачи: знакомить детей с духовной культурой населения древнего Прикамья, с представлениями древнего человека об окружающем мире.

5. Реализация образовательной области «Коммуникация» : «Мы сочиняем сказки о фантастических животных». Задачи: развивать речь детей, творческие способности и фантазию.

6. Чтение коми-пермяцких народных сказок.

Задачи: - вызвать у детей интерес к народному словесному творчеству коренного населения Прикамья.

7. Выставка фотографий, иллюстраций и иллюстрированной литературы о Пермском зверином стиле, собранная и организованная совместно с родителями детей группы. Задачи: обогатить знания детей о древнем искусстве с помощью зрительного ряда и совместную деятельность детей и родителей поиском материалов выставки.

8. Экскурсия в Пермский краеведческий музей. Задачи: закрепить и углубить знания детей о Пермском зверином стиле, как виде изобразительного искусства и культовом наследии древних пермяков, формировать основы музейной культуры, развивать музейную коммуникацию, ценностное отношение к музейным предметам и музею в целом, способствовать формированию у детей чувства гордости за свой край, свою историю и культуру.

9. Рисование: «Легенда о волке».

Задачи: - учить детей рисовать фантастическое животное, изображения которого встречаются в Пермском зверином стиле.

10. Лепка барельефа: «Орёл-Орлеориус». Задачи: - учить детей лепить плоскостное изображение птицы, украшать элементами узоров Пермского звериного стиля.

11. Рисование: «Духи всех стихий». Задачи: учить детей передавать в рисунке характерные особенности духов (Войпель- дух северного ветра, Шонди- дух солнечного света, Йома- злая лесная колдунья, Вёрса- дух леса и др.)

12. Выставка детских рисунков «Путешествие по сказкам и легендам древнего Прикамья». Задачи: развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности детей.

В результате данной работы дети проявляют стойкий интерес к истории и культуре Пермского края, знают легенды и сказки народов древнего Прикамья, узнают и эмоционально откликаются на прочитанные ранее произведения. Дети знают названия и сюжеты предметов древнего искусства, проявляют бережное отношение к музейным сокровищам, проявляют желание поделиться своими знаниями с родными и близкими. Наш Пермский край богат самобытными памятниками культуры и искусства, на основе которых можно продолжать формировать патриотические чувства, любовь к своей «Малой Родине», воспитывать уважение и гордость к своему краю, к своей Отчизне.

Литература:

1. " Национальная доктрина образования в Российской Федерации"

Правительство РФ, Постановление от 04.10.2000г. №751, г. Москва

2. "Страницы истории земли Пермской”

Под редакцией А. М. Белавина “Книжный мир” 1996г. Г. Пермь

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников Тема: «Дидактические игры как средство экологического воспитания старших дошкольников». В наши дни, когда мир находится на грани экологической.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Изучение малой Родины как одно из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд 1 Тема моего выступления: «ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ», ИЗ.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Содержание нравственного воспитания дошкольников включает следующие смысловые блоки: - воспитание гуманности как качества личности; - воспитание.

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» Обобщение опыта работы по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств дошкольников» Егоровой Светланы.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка Педагогический проект Тема: «Занимательный материал как.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство старших дошкольников с Пермским звериным стилем как средство формирования нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 21 июня 2017 в 13:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД