Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников

Татьяна Зименкова
Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников

Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Одним из действенных средств, дающих успешность познания, является использование обучающимися знаковых моделей и активное участие в процессе моделирования. Разработаны и охарактеризованы виды знаковых моделей.

Ключевые слова: «моделирование», «знаковое моделирование», «знаковая модель», «пиктограммы», «знак», «знаковые операции», «знаково-символическая среда».

В образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста может быть использовано знаковое моделирование.

Занимаясь в течение ряда лет изучением проблем развития старших дошкольников, Е. Е. Сапогова пришла к выводу, что вопросы перехода от игры к учебной деятельности, интеллектуального продвижения ребенка вперед, готовности к школе, становления первых форм творчества должны быть поставлены не только в педагогический, но и широкий культурно-психологический контекст; им должно быть найдено место в системе социализирующих ребенка процессов, в «очеловечивании» его психики. Ключевым понятием, на наш взгляд, здесь могло бы стать понятие знаковое моделирование [6, с 263].

Рассмотрим ряд понятий.

Моделирование является вторым этапом становления знаково – символической деятельности. Фундаментальной, основной функцией моделирования является «построение особой реальности – идеализированной предметности - как объективации сущности, что создает возможность ее исследования».

Знаковое моделирование – моделирование, в качестве моделей используются знаковые преобразования какого – либо вида: схемы, чертежи, формулы, наборы символов, пиктограммы.

Знаковая модель – это условный образ какого-либо процесса или явления («оригинала» рассматриваемой модели, используемой в качестве его «заместителя».

Работая со знаковой моделью, старшие дошкольники активнее включаются в мыслительную деятельность, легче усваивают материал.

Нами были разработаны и охарактеризованы виды знаковых моделей доступные детям 5-7 лет. Ими могут быть:

1. Пиктограммы – знаки, отображающие важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые они указывают, чаще всего в схематическом виде.

2. Модель с использованием пиктограмм в виде пособия «Кольца Луллия».

Материал: 2-4 кругов разного диаметра, скрепленные подвижно по центру с одинаковым количеством секторов (6, 8). В секторах представлены пиктограммы или картинки. Действие: установление соответствия секторов разных кругов по предложенному заданию.

3. Модель с использованием пиктограмм и стрелок. Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием пиктограмм и стрелок. Материал: большая карта, имеющая один ряд «окошек» заданного количества (3, 5) пиктограмм объектов познания и стрелок, отражающих связь (одностороннюю или взаимную). Действие с моделью: выкладывание на большой карте пиктограмм и стрелок, отражающих связь.

4. Модель – таблица.

Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием таблиц и пиктограмм; ребенок выполняет действие – выкладывание в таблице (2-3 ряда «окошек» заданного количества) пиктограмм, отражающих связь между объектами.

Варианты: «Выложи картинки в соответствии с пиктограммами», «Выложи пиктограммы».

Модель «Схема».

Поисковые задания по решению проблемных ситуации, выполняемые с использованием схемы и пиктограмм; ребенок выполняет действие – выкладывание в схеме (схематическая модель в виде классификационного древа) пиктограмм, отражающих связь между объектами.

Данные виды знаковых моделей можно применять в познании различного содержания.

От рождения до конца жизни человек присутствует в специфически человеческой знаково-символической среде, по словам Г. А. Глотовой, буквально купается в знаках, «дышит» знаками [3, с. 256]. В совместном бытии со взрослыми ребенок учиться понимать знаки, оперировать различными знаковыми системами, что является существенным фактом «очеловечивания» его психики. Дети растут и развиваются в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их. Чем глубже и тоньше познание окружающего мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самими отвлеченными символами.

Слово «знак» используется в научной литературе разнопланово: это указатель, метка, то, что может выражать, представлять идеи. Им может служить предмет, человек, явление, событие. Это и «материально» выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе, поскольку основной признак знака – способность реализовывать функцию замещения [3, с 256].

Появление осознанного и произвольного использования знаково-символических средств в интеллектуальной деятельности дошкольников многие исследователи относят к 7-8 годам (А. Валлон, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.). Однако в исследованиях указанных авторов достижения детей в освоении знаковой реальности характеризуется в особенности в докризисный и посткризисный период («кризис 5-7 лет»).

Использование знаковых моделей развивает интеллектуальные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знаковым моделированием (использование условных обозначений, чертежей, схем т. п., появляется возможность применять заместители и знаковые модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

В старшем дошкольном возрасте развитие знакового моделирования протекает по нескольким связанных друг с другом линиям: развитие моделирования как знаково-символической деятельности (повышение понимания семиотической функции и интериоризации действий моделирования); освоение детьми различных видов знаковых моделей; их самостоятельное применение в познании различного содержания.

В возрасте 5-7 лет происходит значительное изменение в осознании семиотической функции (Н. Г. Салмина, Г. А. Глотова и др.); выявлено влияние понимания семиотической функции на эффективное освоение содержания без специального формирования практических действий моделирования.

Указывая на ведущую роль знаковых процессов в общем развитии ребенка, Л. С. Выготский отмечает, что они «возникают не как нечто привносимое извне или изнутри в общий процесс психического развития ребенка, но как естественный результат этого процесса» [2, с. 66]. Это положение является принципиальным при решении вопроса о происхождении символической деятельности. Л. С. Выготский говорит об этом так: «Знаковые операции – не просто изобретаются детьми или перенимаются от взрослых, но возникают от чего-то такого, что первоначально не является знаковой ситуацией, и что становится ею лишь после ряда качественных превращений, из которых каждое обуславливает последующую ступень, будучи само обусловлено предыдущей, и связывая их как стадии единого, исторического, по своей природе, процесса». Следовательно, индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками. В результате, ребенок обретает умение познавать себя и управлять самим собой.

Развитие умений перекодировать информацию на знаковый язык (означение) проблематично для дошкольников и более возможно на уровне воссоздания освоенных моделей в совместной работе со взрослым.

Детям 5-7 лет доступно некоторое преобразование модели, что проявляется во внесении изменений в изучаемой модели (в ходе решения простых логических задач дети предлагают заменить отсутствующие детали геометрическими фигурами).

Дети растут и развиваются в мире условных знаков, многообразных символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью применять их в своей деятельности. Следовательно, целесообразно не только включать в образовательный процесс на этапе школьного, но и на стадии дошкольного обучения использование знаковых моделей.

Также можно сделать вывод о том, что целесообразно применять знаковое моделирование потому что, во-первых, мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, во-вторых, оно открывает у детей широкий спектр дополнительных возможностей для развития их умственной активности. Чтобы ребенок был субъектом деятельности нужно и важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из действенных средств, дающих успешность познания, является использование обучающимися знаковых моделей и активное участие в процессе моделирования.

Список литературы

1. Будякова, Т. П. Развитие знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук / Т. П. Будякова. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 16 с.

2. Выготский, Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 66 с.

3. Глотова, Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [Текст] / Г. А. Глотова. – М.: – Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. – 256 с.

4. Салмина, Н. Г. Концепция Л. С. Выготского и проблема развития символической функции/ Н. Г. Салмина // Вопр. психол. – 1994. - №5. – С. 69-78.

5. Сапогова, Е. Е. Моделирование как этап развития знаково-символической деятельности дошкольников [Текст] / Е. Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 1992. – № 5-6. – С. 26-30.

6. Сапогова, Е. Е. Ребенок и знак [Текст] / Е. Е. Сапогова. – М.: Тула: Приокское книжное изд., 1993. – 263 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение.

ИКТ как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников с ЗПР Речь играет огромную роль в развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольников» Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Мини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольниковМини-музеи как средство познавательного развития младших дошкольников Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи памяти о прошлом, полезной информации из поколения в поколение. Посещения музеев,.

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения.

Ознакомление с ПДД как средство охраны здоровья и познавательного развития дошкольников. Безопасности дорожного движения в нашей стране уделяется все больше внимания. К сожалению, в силу разных причин: увеличение плотности автомобильного.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников. Овладение родным языком, развитие речи – это не только самые важные приобретения.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 12:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Съедобные кормушки для птиц»
Зимой на деревьях часто можно увидеть кормушки для птиц. Из чего их только не делают! Мастера сколачивают из досок домики, дети вырезают из разных коробок и...
Фотоэтюд «Прелесть зимушки-зимы в рисунках детей»
Зима – это всегда праздник для детей. Это и зимние каникулы , и катание на санках, и лепка снеговиков, и игры в снежки, и, конечно же, новогодние праздники с...
Книжка-малышка для эстетического восприятия и раскрашивания «Зимующие птицы»
Цель: Создания необычной и привлекательной для детей «книжки-малышки» на тему Зимующие птицы Задачи: • Совершенствовать технику аппликации; • Закреплять...
Дидактическое пособие «Четыре времени года»
Особое место в развитии ребенка дошкольного возраста занимает дидактическая игра, она имеет большое значение для воспитания в целом. Она способствует...
НОД в младшей группе «Знакомство с насекомыми»
Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановское Курского муниципального района Ставропольского края Текст к...