Приложение МААМ

Звучи, кантеле! (4 фото)

Елена Федосеева
Звучи, кантеле!
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Ховатова Елена Андреевна (старший воспитатель, Мельникова Светлана Сергеевна (воспитатель)

Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с национальным карельским инструментом кантеле

Предварительная работа с детьми проводится в рамках реализации программы «Родная земля»,чтение эпоса «Калевала»

Педагог: Ребята, а если и нам с вами отправиться в прошлое? Как вы думаете, это возможно? как мы можем попасть туда? (ответы детей, подводим детей к тому, что в прошлое можно отправиться на машине времени).

Публикация «Звучи, кантеле!» размещена в разделах

Педагог предлагает детям телепортироваться на машине времени в прошлое (дети закрывают глаза, проходят через волшебную дверь, открывают глаза и оказываются в др. помещении - прошлом).

Перед детьми появляется книга эпос «Калевала»[/u]

Педагог: Что за книга перед нами, ребята?

Дети: эпос Калевала

Педагог: О чем рассказывает этот эпос? Кто главный герой эпоса Калевала? (ответы детей)

Педагог: Ребята, а хотите вы увидеть Вяйнемейнена? (ответы детей)

Дети берут книгу с собой и проходят по тропинке к избе.

Перед детьми декорации (изба, скамья, застланная домоткаными дорожками) Вяйнемейнен задумчиво ходит вокруг дома и что- то ищет (слайд 2 «Природа»)

Педагог: Ой, смотрите, ребята, кто же это?

Дети: Вяйнемейнен – герой эпоса Калевала.

Вяйнемейнен смотрит по сторонам и берет инструмент кантеле

Вяйнемейнен: -Здравствуйте ребята, раз пожаловали сюда в мою солнечную страну, то присаживайтесь. Я старый мудрый Вяйнемейнен, расскажу вам много интересного. Ребята, может кто-нибудь из вас знает, что у меня в руках?

Дети : - музыкальный инструмент

Вяйнемейнен: - Молодцы! У нас в Карелии есть свой национальный музыкальный инструмент.

Называется он – КАНТЕЛЕ, (обращает внимание детей на инструмент).

В русских сказках вы наверняка встречали героев, которые играли на «гуслях». Так вот карельское кантеле – почти брат русским гуслям! Очень уж они похожи. Размером невелики, формой продолговаты – в руках держать удобно. (показ слайда, картинки)

Комментарий воспитателя: Ребята, по преданию, первым придумал кантеле Вяйнямейнен – мудрый старец, живущий в нашем крае.

Вяйнемейнен: - первый инструмент я сделал из черепа и зубов огромной сказочной щуки! (слайд 4 «Щука»). Второй же инструмент сделал по-другому – взял березовое поленце, выжег в нем сердцевину, подравнял все топором, натянул пять струн потуже. (слайд)

Комментарий педагога :С тех пор стали люди делать кантеле именно так! (слайд 6 «Изготовление кантеле»)

Вяйнемейнен: - Ребята, я предлагаю вам послушать, как звучит мой инструмент кантеле

Эксперимент: Откуда рождается звук (педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Дети садятся за стол. Педагог предлагает детям закрыть глаза, включается фонограмма звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.

Педагог: - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук (ответы детей)

Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)

Вяйнемейнен: Инструмент Кантеле тоже издаёт звук, я дотронусь до струны инструмента кантеле, вслушайтесь в его звук, а теперь я ладошкой дотронусь до струны, чтобы остановить звук.

Вяйнемейнен: - Что произошло? Почему звук прекратился?

Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. –

Комментарий педагога: Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.) - Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, нам Вяйнемейнен показал как извлекали звук у музыкального инструмента кантеле. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой?

Дети: - Дрожит, колеблется.

Вяйнемейнен: - Как прекратить звук?

Дети: - Остановить колебания линейки рукой.

Педагог:- Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?

Дети:- На волну.

Вяйнемейнен: - Совершенно верно. Звук – это волна. Чтобы извлечь звуки кантеле нужно щипнуть или побренчать по струнам, (показывает, дает попробовать извлечь звуки кантеле детям). Очень удобно было под звуки кантеле петь руны (народные песни о далекой старине, похожие на былины). Ребята может кто-нибудь из вас знает, что такое руны? (Ответы детей).

Комментарий педагога: Знатоков и исполнителей рун называют – рунопевцы (слайд 7) Слушая его, люди отдыхают, что-то узнают, о чем-то мечтаю. Давайте и мы с вами послушаем. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Что вы услышите? (Слушаем кантеле, ответы детей, обсуждаем)

Комментарий воспитателя: Многие века делали жители Карелии кантеле по старинной технологии – почти в точности так, как придумал Вяйнемейнен. А уже в наше время, незадолго до Великой Отечественной войны, прикоснулся к старинному кантеле исследователь, музыкант и поэт Виктор Гудков. (слайд 8 «Портрет Гудкова»).

Вместе с мастерами он усовершенствовал инструмент, увеличил количество струн и собрал кружок любителей музыки. Так родился на свет ансамбль «Кантеле»(слайд 9). Ансамбль этот уникальный, нигде в мире больше такого нет. Творческие люди там собрались! Не только на кантеле играют, но и поют да танцуют… Давайте и мы с вами к ним присоединимся (смотрим отрывок из выступления ансамбля «Кантеле» с танцами). Детям предлагается потанцевать вместе с ансамблем.

Педагог: Хорошо с тобой, Вяйнемейнен: да время подходит к концу, пора возвращаться в будущее Понравилось ли вам ребята в гостях? А что больше всего запомнилось?

Вяйнемейнен: у меня к вам есть одна просьба. Не могли бы вы мне на память нарисовать кантеле? А я буду смотреть на ваши рисунки, и вспоминать о нашей с вами встрече.

Дети прощаются и возвращаются обратно в будущее.

Звучи, кантеле!
Фото №1 помещении прошлом Фото №2 Вяйнемейнен смотрит по сторонам и берет инструмент кантеле Вяйнемейнен Здравствуйте ребята раз пожаловали сюда в мою солнечную страну то присаживайтесь Фото №3 Я старый мудрый Вяйнемейнен расскажу вам много интересного
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Калевалу» Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре Карелии, посредством ознакомления их с карело-финским эпосом «Калевала».

Музейно-образовательное игровое занятие «Звучи, кантеле»Музейно-образовательное игровое занятие «Звучи, кантеле» В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут.

Автор публикации:
Звучи, кантеле!
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 23:36
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звучи, кантеле!» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федосеева (УИ 145053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД