МААМ-картинки

Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж»

Маргарита Халисова
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж»

Тема: Звук Ж и буква Ж.

Цель: познакомить детей с согласным звуком «ж» и буквой «ж».

Задачи: уточнить артикуляцию звука «ж»; Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, называть слова с заданным звуком; Способствовать запоминанию конфигурации буквы путём воспроизведения её в лепке и рисовании; Развивать фонематический слух; мышление, память; Воспитывать внимательность, интерес к приобретению знаний.

Публикация «Конспект занятия „Звук [Ж] и буква Ж“» размещена в разделах

Словарная работа: обогащение – ёжичек, ежище, ножовка. активизация – медвежонок, лисёнок, волчонок., бельчёонок, ежонок.

Идивидуалная работа: предложить Соне найти те картинки в названии которых есть звук «ж».

Предварительная работа: учились делить на слоги, определяли в словах место определённого звука в трёх позициях : в начале, середине и конце слова, проводили звуковой анализ слов, читали слоги и составляли из них слова, называли слова с заданным звуком.

Подгрупповая работа: Чтение слоговой таблицы по подгруппам и составление из них слова.

Демонстрационно – наглядный материал: карта – схема с изображением жука, большая буква «ж», игрушка «ёжик», картинка с буквой «ж» для буквенного коллажа, фишки, картинки с изображением животных и их детёнышей.

Раздаточный материал: предметные картинки, карточки – схемы, фишки, пластилин, дощечки, акварельные краски, кисточки, альбомные листы, баночки с водой, салфетки.

Организационный момент: Воспитатель: - Ребята, я сейчас вам прочитаю фразу из стихотворения: «Жук жужжит: Жу – жу – жу Звук я новый вам скажу :. -Какой звук часто встречается в словах? Дети: - Звук «ж». – Хотите узнать всё об этом звуке и познакомиться с такой же буквой «ж». Тогда сядьте правильно и внимательно послушайте меня.

Ход НОД:

Воспитатель: - Сегодня я познакомлю вас со звуком «ж». Когда мы произносим звук Ж, то во рту образуется преграда. Произнесите его. А теперь приложите ладонь к шее и скажите долго «ж-ж-ж», голосок поёт песню так громко, что стенки домика дрожат, (произносят ещё раз, всегда произносится твёрдо. Значит этот звук согласный, звонкий, твёрдый. Повторите, какой это звук (индивидуальные ответы). – Давайте ещё раз произнесём звук «ж» все вместе. Кто так жужжит? Чья это песенка? (жуков, пчёл, мух). – Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку. Использую потешку с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками (дети повторяют за воспитателем). «Жа – за, жа – за – идёт жадная коза; Зы – жи, зы – жи – дядя делает ножи; Зу – жу, зу – жу – молоко даём ежу». - Я прочитаю ещё одну потешку, а вы внимательно послушайте, есть ли в ней слова со звуком «ж» : «Дедушка Ежок Не ходи на бережок: Там растаял снежок Заливает лужок. Ты промочишь ножки, Красные сапожки!» - Читаю ещё раз, если услышите слова со зуком «ж», то хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Молодцы! - Сейчас я вам загадаю загадку: «Жу –жу, жу – жу Я на ветке сижу, Я на ветке сижу Букву «ж» всегда твержу. Зная твёрдо букву эту Я жужжу весной и летом». (Жук) - Правильно, жук.

Анализ слова «Жук». Вывешиваю большую картинку – схему. Воспитатель: - Что здесь изображено? Дети: - Жук. Воспитатель: - Давайте определим сколько в слове «жук» звуков. (Произношу сама – жжуук. Назовите первый звук. Дети: - Ж. Воспитатель: - Какой он? Звонкий, согласный, твёрдый. Обозначим синей фишкой (вызываю ребенка к доске для работы с картинкой – схемой, а дети выполняют на столах в своих карточках – схемах. Воспитатель: - Назовите второй звук. Дети: - У. Воспитатель: - Какой он? Дети: - Гласный. Обозначим красной фишкой (дети выполняют задание на местах, а один у доски. Воспитатель: - Назовите третий звук Дети : - К Воспитатель: - Какой он? Дети: - Согласный, глухой. Обозначим синей фишкой. (дети выполняют задание на местах, а один у доски. Воспитатель: - Сколько согласных в слове «жук»? Сколько гласных? Сколько звуков? Сколько букв? Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем). Сколько слогов в этом слове? Как вы догадались? (в слове один гласный, значит один слог). Давайте прохлопаем.

Физкульминутка.

Жу – жу – жу три хлопка

На лужок хожу шаги с высоким подниманием ног

Жу – жу – жу три хлопка

На жуков гляжу присесть, ладони поднести к глазам.

Знакомство с буквой.

Воспитатель: - Наш звук обозначается вот такой буквой «жэ» (показываю красиво оформленную букву «ж». На что похоже эта буква? «Эта буква широка И похожа на жука Да при этом, точно жук Издаёт жужжащий звук : Ж – ж – ж – ж». - А теперь сами слепите, нарисуйте букву «ж» (работа по подгруппам).

Упражнения для глаз

- Дети, посмотрите какие у вас получились буквы, необычные. Теперь обратите свой взгляд на букву, которую я вам приготовила. А теперь посмотрите на свои буквы и ещё раз на большую букву. Похожи они формой?

- Придумайте слова в которых есть звук «ж», а Соня пойдёт и выберет все картинки в названии которых есть звук «ж» (ответы поощряю фишками). Проверяем задание у Сони, её тоже поощряю фишкой за правильно выполненное задание (в задании есть картинка с изображением «ножовки» и если ребёнок не покажет её, то сама говорю название этого предмета и есть в этом слове звук «ж»).Предлагаю повторить детям слово «ножовка». Воспитатель: - К нам на зелёный лужок пришли лесные жители, но они пришли не одни, а со своими детёнышами (выставляю на доске картинки). Волчица привела - … (волчонка) Ежиха привела - … (ежонка) Медведица привела - … (медвежонка) Лиса привела - … (лисёнка) Белка привела - … (бельчонка). Найдите детёнышей в названии которых слышится звук «ж». Молодцы! Загадываю загадку: Под соснами, под ёлками Лежит мешок с иголками. (Ёж) Воспитатель: - Правильно, ёжик (показываю игрушку ёжика)

Игра: «Скажи по – другому». (обогащать речь детей словами с оттенками уменьшения, ласкательности, увеличения. Воспитатель: – Как можно назвать ежа когда он маленький. Дети: - ежонок. Воспитатель: - Когда он большой. Дети: - Ежище. Воспитатель: - А ласково. Дети: - Ёжичек.

Чтение слоговой таблицы по подгруппам:

лы жа

на жи

ко жу

1-подгруппа: кожа, лыжи, луна.

жу ло

лу ки

са жа

2-подгруппа: жуки, сало, лужа.

Дети читают слоги и из них составляют слова. Затем проверяем у каждой подгруппы.

Итог НОД:

1. С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «ж» 2. Какой он? Согласный, звонкий, твёрдый. 3. С какой новой буквой вы познакомились? «Жэ» - Вы сегодня хорошо поработали и эту картинку с нашей буквой мы повесим уже к знакомым буквам.

Публикации по теме:

ИКТ на занятиях по развитию речи (звук и буква ы) 1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.). - Давайте, поздороваемся с гостями? Мы, сказали – здравствуйте, поздоровались.

Конспект занятия «Звук и буква Ч» ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЗВУК И БУКВА Ч». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Различение и четкое произношение звука Ч в звукосочетаниях, слогах, словах, фразах. Знакомство.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква О» «Звук и буква О» Цель: закрепить знания о звуке [о]; уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук [о]; выделять звук [о] из.

Логопедическое занятие «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: уточнить произношение звука Ш; развивать фонематический слух; развивать чёткую артикуляцию речевого аппарата; формировать навык звукового.

Непосредственно образовательная деятельность «Звук и буква Х» Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе Составила учитель-логопед Мартьянова Е. В. Тема: Звук и буква «Х».

Конспект занятия «Звук [а], буква А» Цель: Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А. Задачи: Коррекционно – образовательные: - уточнить произношение.

Конспект занятия «Звук А. Буква А» Конспект НОД в подготовительной к школе группе ОНР (второй год обучения). Звук А. Знакомство с буквой (А). Цель: познакомить детей со звуком.

Звук и буква «ц»Звук и буква «ц» ЗВУК И БУКВА «Ц» (подготовительная к школе группе) Цели • Закрепить правильное произношение звука «Ц» изолированно, в словах, фразовой речи.

Звук и буква «К» ТЕМА : ЗВУК И БУКВА «К»Цель : Знакомство со звуком и буквой «К» Задачи : 1. Образовательная : Закрепить характеристику звука «к» по артикуляционным.

Звук «Ш». Буква «Ш». Содержание данного занятия включает систему разнообразных приемов и методов коррекционо – развивающей направленности как с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звук [Ж] и буква Ж»
Опубликовано: 26 августа 2015 в 20:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД