Приложение МААМ

Звуки и буквы. Обучение грамоте дошкольников. Консультация для педагогов

Чухнина Галина
Звуки и буквы. Обучение грамоте дошкольников. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые бы не знали о существовании букв, не видели бы их в книгах. Звуки же, в отличии от букв, могут до обучения отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него.

Фонетические* знания необходимы ребенку не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Для формирования правильной речи, необходимо соблюдать произносительные нормы. Например, слова потуда, посюда, здеся, тама, он все замечат, вместо замечает, и т. п., раздваивают внимание ребенка между содержанием беседы и тем, как это было сказано.

Публикация «Звуки и буквы, Обучение грамоте дошкольников, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Звуковая сторона языка лежит в основе обучения грамоте. Русское письмо звуко-буквенное, читающий оперирует в процессе чтения звуками. Поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

Очень важен добуквенный период обучения, когда дети заняты практическим освоением фонетических знаний и умений. Особое значение это приобретает в условиях двуязычия.

Фонетические знания и умения являются предпосылкой для формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма.

Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по звучанию.

Первый шаг к успеху в овладении грамотой – это развитый фонематический слух. Ребенок может иметь хороший слух с медицинской точки зрения и иметь неразвитое фонематическое восприятие. Что это значит? Это значит, что ребенок может слышать и понимать звуки окружающего мира, но плохо различать звуки человеческой речи. Отсюда не понимание речи собеседника, трудности в формировании правильного звукопроизношения и в освоении речи.

При обучении детей грамоте, очень важно правильно использовать термины и понятия фонетики. Звуки, буквы и названия букв – это разные вещи.

Звук невидим, мгновенен и летуч. Мы не можем его потрогать или увидеть. Звуки человеческой речи – строительный материал языка.

Как познакомить с этим ребенка?

Проведите с детьми беседу о том, что все, что нас окружает из чего-то сделано: стол – из дерева, дом- из кирпича и бетона, тетрадь, книги – из бумаги и т. п.

- А из какого материала сделаны слова?

Обычно, дети отвечают, что из букв. Здесь необходимо уточнить, что из букв «сделаны» написанные слова.

-А слова, которые мы произносим сделаны из чего-то другого. Из звуков. Но слова состоят не из любых звуков, а из звуков человеческой речи.

* Фонетика (греч. ph n – «звук», ph n tikos – «звуковой») – это учение о звуковой стороне языка; наука, изучающая звуковые средства (звуки, ударение, интонацию) и звуковые единицы языка (звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы).

Например, постучав по столу карандашом и послушав вместе с детьми эти звуки, нужно спросить, можно ли из этих звуков «сделать» слова?

- Вокруг нас много звуков : грохочут машины, щебечут птицы, раздаются чьи-то шаги, где-то что-то стучит, Все это звуки, но из них не построишь слова. Слова «делаются» не из всяких звуков, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают только тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Продолжим беседу с детьми:

- Послушайте: ЫЫЫЫЫЫ…. Что-нибудь поняли?

- А так: МММММ … Понятно?

- А теперь я произнесу несколько звуков один за другим : МММММ ИИИИИ РРРРР

- Узнали слово? Что оно значит? Слово в отличии от звука значит очень много.

- Вот послушайте: мама, Москва. Слова состоят из звуков.

Буква. Буква – это ЗНАЧОК, который ОБОЗНАЧАЕТ звуки! Это принципиально важное понятие! Если дети научатся отличать звук от буквы, это поможет им овладеть грамотным письмом.

Букву можно написать, слепить из пластилина или теста. Связать или сшить, нарисовать, выложить из камушков и т. д. Букву можно даже съесть.

Название буквы – это ее имя! Например «Бэ» - это Б, «Ка» - это К, «Эль» - это Л и т. д.

При начальном изучении букв следует называть детям не «имя» буквы, а звук, используя его твердую позицию.

Итак, изучение и практическое освоение звуками речи – это первый этап обучения.

Когда ребенок осваивает речь, он вначале учится отличать речевые звуки от всех других звуков, а затем начинает улавливать признаки звуков, благодаря которым мы различаем слова и формы слов.

Звуки русского языка образуют две большие группы: гласные звуки и согласные звуки.

Здесь необходимо пояснение и уточнение понятий. Если мы говорим о буквах, то их следует называть следующим образом: «буква, обозначающая гласный звук» (буква гласного) или «буква, обозначающая согласный звук» (буква согласного). Нельзя употреблять обороты типа: «гласная буква» или «согласная буква», поскольку мы уже развели понятия «звук» и «буква».

Как же правильно дать детям понятие гласных и согласных звуков?

Главная ошибка педагогов кроется в том, что они опираются на «певучесть» гласных и «не певучесть» согласных. Это в корне не верные понятия!

Как научить детей безошибочно определять к какой группе относится звук?

Можно оперировать следующими формулировками:

«Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никакой преграды»

«Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых, струя воздуха встречает во рту преграды»

Обязательно на практике разберите эти определения.

Но в большей степени возрастным особенностям детей соответствует следующее объяснение:

Гласные – ротораскрыватели (ртораскрыватели). Чем громче их нужно произнести, тем шире открывается рот.

Согласные – ротозакрыватели (ртосмыкатели). Чем громче их произносим, тем плотнее надо сжать рот.

Начальный и основополагающий момент в обучении фонетики – формирование способов звукового анализа.

Способ вычленения звука из слова – интонирование - интонационное выделение (протягивание) каждого последующего звука в полном слове.

Например, для анализа слова МАМА ребенок должен произнести его 4 раза: МММама, мАААма, маМММа, мамААА.

Не все звуки русского языка можно протяжно произносить.

Не тянутся так называемые взрывные согласные: [б], [п], [д], [т], [к], [г] и их мягкие пары. Интонационное выделение для таких звуков – это подчеркнуть звук силой голоса, повторами, «нажимами».

Например, выделяя первый звук в слове КОТ, необходимо многократно его повторить, как бы «нажать» на него: [ККККот].

Для каждой группы звуков есть положение, в котором соответствующие звуки отделяются от остальных легче всего.

Например, гласный, если он составляет отдельный слог (у-лица, а-стра, у-литка, и-гла). Взрывные согласные легче всего отделить, если этим звуком заканчивается слово (ма-к, мос-т, лу-к и т. п.). Первый раз именно в этих позициях лучше всего показать звуки.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется слухом при работе с полным словом, так как. Если один из звуков называется неверно, то искажается звуковой «портрет» слова. А между звучанием слова и его значением имеется прямая связь.

Важный прием в научении правильного вычленения звука – это демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно.

Например, если ребенок в слове МЯЧ первым выделяет твердый звук [м] и не замечает своей ошибки, то демонстрируя ему, как звучит слово - «МАЧ» педагог помогает ребенку услышать и исправить свою ошибку.

Чтобы закрепить умения детей в определении звуков в слове можно использовать различные игры.

«Поймай звук»

Дети хлопают в ладоши, если слышат в начале слова заданный звук

«Внимательный покупатель»

На столе раскладываются различные предметы (картинки). Среди них те, название которых начинаются на один и тот же звук (но не букву). Задание: - вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, название которых начинается на звук [M]. Эти игрушки вы можете взять. Но не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не заплатили!

Публикации по теме:

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы» Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква". Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора. Ход занятия.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Обучение чтению: изучаем буквыОбучение чтению: изучаем буквы В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуки и буквы. Обучение грамоте дошкольников. Консультация для педагогов
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 15:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуки и буквы. Обучение грамоте дошкольников. Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Чухнина Галина (УИ 2839930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД