Наталья Горохова
Звуковая культура речи в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Конечно, речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального вливания в общество. Поэтому нельзя относиться к каким-либо проблемам в речевом развитии ребёнка равнодушно, нельзя их игнорировать и надеяться на «авось исправится само собой».
Публикация «Звуковая культура речи в детском саду» размещена в разделах
Основная роль в развитии детской речи принадлежит родителям. После 5 лет можно обращаться за помощью к логопеду. Но немаловажная роль в развитии речи дошкольника отводится воспитателям. Это указано в программе «От рождения до школы» Вераксы в разделе образовательной области «Коммуникация». Там можно увидеть, над какими звуками в какой возрастной группе надо работать. Во время всех режимных моментов воспитатель должен обращать внимание на речь детей, поправлять их. Для формирования правильного произношения базовых звуков я рекомендую проводить дидактические игры направленные на : 1. Развитие фонематического слуха Игра «Выдели слово»(ст. и подг. гр.)
Цель: Развивать фонематический слух детей.
Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.
Дид. игра «Какое слово потерялось?», «Подскажи словечко».(все гр).
Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку (гладко)
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в кроватку на (бочок) ит. д.
По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.
Дид. игра «Большие и маленькие комары»(с мл. гр)
Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики. (З-Ж,С-Ш,и др.). Воспитатель говорит звуки, слоги, слова.
Дид. Игра «Слова рифмы» (со ст. гр.)
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: на столе разложены картинки. Дети выбирают похожие по звучанию (лук-жук). Дид. игра «В кругу с мячом»(со ст. гр)
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.
Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
2. Развитие артикуляционной моторики Дид. игра «Веселый язычок»(с мл. гр.)
Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.
Ход:
Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).
Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .
Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)
А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».
Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.
3. Игры на развитие речевого дыхания
Полезно сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри.
1. "Забей гол Дракоше"
Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое, игрушка дракона.
Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.
Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.
Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.
2. "Кто загонит мяч в ворота"
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.
Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.
Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
3."Самый быстрый карандаш"
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
4. "Бабочки порхают"
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.
Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?
5."Горячий чай"
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
6. "Снег кружится, летает, летает"
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.
Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.
7. "Фокус"
Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.
Оборудование: маленький кусочек ваты.
Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.
Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.
4. Игры со звуками и словами. Дид. игра «Звуковой кубик»(все гр.)
Цель: Автоматизировать изолированный звук : формировать звуковую культуру речи.
Ход: Дети передают кубик. Сколько точек на грани, столько раз малыш произносит заданный звук или слог или слово.
Дид. Игра «Кто как голос подает». (С мл. гр.) Цель –вызывание звукоподражаний у детей. Ход: воспитатель показывает детям игрушки или картинки животных и птиц, а дети воспроизводят звукоподражания. Дид. игра «Назови слова»(со ст. гр.)
Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.
Дид. игра «Сердитый ворон»(со ст. гр)
Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.
Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .
В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.
Дид. игра «Самолет»(со ст. гр.)
Цель: Продолжать учить узнавать звук [с](или любой другой звук) в словах.
Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме.» А. Барто
Дид. игра «Магазин»(со ст. гр.)
Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки в словах, колличество слогов. Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.
Ход: на столе разложены картинки. Дети могут купить только картинки, в названии которых есть заданный звук или определенное количество слогов.
Дид. Игра «Добавь звук, слог»(со ст. гр.)
Цель: Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.
Ход:воспитатель показывает предметные картинки и говорит-…омашка…нига, щено, ли,кури…Дети добавляют звук или слог.
Дид. Игра «Прошагай слово, прохлопай» (с мл. гр).
Цель-формирование слоговой структуры слова.
Ход: Дети шагают или хлопают на слоги. Потом говорят длинные или короткие слова.
Дид. Игра «Звуковая цепочка».(подг. гр.)
Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.
Ход :Дети по кругу подберают слово на последний звук говорят слова : камыш, шуба, альбом по картинкам или придумывают.
Дид. Игра «Подбери куклам одежду».(со ст. гр)
Цель-формирование слоговой структуры слова и закрепление звуков в речи.
Ход: Дети подбирают одежду для кукол с заданным звуком или количеством слогов.
Дид. Игра «Посели зверей в домик (паровозик)».(со ст. гр.)
Цель-формирование слоговой структуры слова.
Ход: дети расселяют зверей так- если в сове 1 слог, то сажаем зверя в домик с одним окном, если два слога- в дом с двумя окнами и т. д.
Дид. Игра «Подарим подарки Жене и Зое».(имена любые по заданным звукам (со ст. гр.)
Цель: Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.
Ход:на столе разложены картинки. Дети должны подарить подарки Жене со звуком –Ж, а Зое со звуком –З.
В работе можно использовать любые авторские или печатные игры по звуковой культуре речи. Все они имеют одну направленность-развитие правильного звукопроизношения. Многие из представленных игр есть в пособии Г. А Тумановой «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».