Папки-передвижки

Звуковая культура речи в детском саду

Наталья Горохова
Звуковая культура речи в детском саду

Конечно, речь ребёнка – это один из наиболее важнейших показателей становления детской личности. Речь-это незаменимый инструмент мышления, познания мира людей и вещей, общения и, наконец, социального вливания в общество. Поэтому нельзя относиться к каким-либо проблемам в речевом развитии ребёнка равнодушно, нельзя их игнорировать и надеяться на «авось исправится само собой».

Публикация «Звуковая культура речи в детском саду» размещена в разделах

Основная роль в развитии детской речи принадлежит родителям. После 5 лет можно обращаться за помощью к логопеду. Но немаловажная роль в развитии речи дошкольника отводится воспитателям. Это указано в программе «От рождения до школы» Вераксы в разделе образовательной области «Коммуникация». Там можно увидеть, над какими звуками в какой возрастной группе надо работать. Во время всех режимных моментов воспитатель должен обращать внимание на речь детей, поправлять их. Для формирования правильного произношения базовых звуков я рекомендую проводить дидактические игры направленные на : 1. Развитие фонематического слуха Игра «Выдели слово»(ст. и подг. гр.)

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова с заданным звуком.

Дид. игра «Какое слово потерялось?», «Подскажи словечко».(все гр).

Цель: Развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход: Вспомните стихи и скажите, какое слово «потерялось»

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку (гладко)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на (бочок) ит. д.

По окончании воспитатель подчеркивает, что в стихах много разных слов, и все они звучат по-разному.

Дид. игра «Большие и маленькие комары»(с мл. гр)

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.

Ход: Дети делятся на две подгруппы: одна – большие комары, другая – маленькие. В зависимости от того чья песенка (в исполнении воспитателя) слышится в слове, та подгруппа детей «летает», как комарики. (З-Ж,С-Ш,и др.). Воспитатель говорит звуки, слоги, слова.

Дид. Игра «Слова рифмы» (со ст. гр.)

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: на столе разложены картинки. Дети выбирают похожие по звучанию (лук-жук). Дид. игра «В кругу с мячом»(со ст. гр)

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно.

Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

2. Развитие артикуляционной моторики Дид. игра «Веселый язычок»(с мл. гр.)

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

Ход:

Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик? (зубами).

Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка. Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение «Улыбка») .

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай0ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее! Совсем как у котенка получается! (Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржет: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

3. Игры на развитие речевого дыхания

Полезно сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри.

1. "Забей гол Дракоше"

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое, игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Бабочки порхают"

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

5."Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

6. "Снег кружится, летает, летает"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

7. "Фокус"

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

4. Игры со звуками и словами. Дид. игра «Звуковой кубик»(все гр.)

Цель: Автоматизировать изолированный звук : формировать звуковую культуру речи.

Ход: Дети передают кубик. Сколько точек на грани, столько раз малыш произносит заданный звук или слог или слово.

Дид. Игра «Кто как голос подает». (С мл. гр.) Цель –вызывание звукоподражаний у детей. Ход: воспитатель показывает детям игрушки или картинки животных и птиц, а дети воспроизводят звукоподражания. Дид. игра «Назови слова»(со ст. гр.)

Цель: Учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход: Педагог предлагает детям назвать слова с заданным звуком. За правильный ответ дети получают жетоны. В конце игры определяется победитель.

Дид. игра «Сердитый ворон»(со ст. гр)

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук в слове.

Ход: Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску) .

В: В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а придти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждого животного, кто приходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Дид. игра «Самолет»(со ст. гр.)

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с](или любой другой звук) в словах.

Ход: В: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель-«стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.» А. Барто

Дид. игра «Магазин»(со ст. гр.)

Цель: Продолжать учить детей различать на слух звуки в словах, колличество слогов. Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.

Ход: на столе разложены картинки. Дети могут купить только картинки, в названии которых есть заданный звук или определенное количество слогов.

Дид. Игра «Добавь звук, слог»(со ст. гр.)

Цель: Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.

Ход:воспитатель показывает предметные картинки и говорит-…омашка…нига, щено, ли,кури…Дети добавляют звук или слог.

Дид. Игра «Прошагай слово, прохлопай» (с мл. гр).

Цель-формирование слоговой структуры слова.

Ход: Дети шагают или хлопают на слоги. Потом говорят длинные или короткие слова.

Дид. Игра «Звуковая цепочка».(подг. гр.)

Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.

Ход :Дети по кругу подберают слово на последний звук говорят слова : камыш, шуба, альбом по картинкам или придумывают.

Дид. Игра «Подбери куклам одежду».(со ст. гр)

Цель-формирование слоговой структуры слова и закрепление звуков в речи.

Ход: Дети подбирают одежду для кукол с заданным звуком или количеством слогов.

Дид. Игра «Посели зверей в домик (паровозик)».(со ст. гр.)

Цель-формирование слоговой структуры слова.

Ход: дети расселяют зверей так- если в сове 1 слог, то сажаем зверя в домик с одним окном, если два слога- в дом с двумя окнами и т. д.

Дид. Игра «Подарим подарки Жене и Зое».(имена любые по заданным звукам (со ст. гр.)

Цель: Развивать фонематический слух детей и закреплять их произношение.

Ход:на столе разложены картинки. Дети должны подарить подарки Жене со звуком –Ж, а Зое со звуком –З.

В работе можно использовать любые авторские или печатные игры по звуковой культуре речи. Все они имеют одну направленность-развитие правильного звукопроизношения. Многие из представленных игр есть в пособии Г. А Тумановой «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».

Публикации по теме:

Речь — основа психического развития дошкольников - Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом, так как с её помощью человек выражает свои мысли, чувства.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи в детском саду
Опубликовано: 28 января 2015 в 12:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД