- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Дошкольники - научные волонтеры!

Беседа о важном «Как стать волонтером науки»
Привлечение талантливой молодёжи в сферу исследований и разработок -одна из основных задач согласно указу президента России «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»(http://kremlin.ru/acts/news/68278)
Цели: знакомство детей с понятием «волонтер науки», формирование интереса к исследованию природы.
Ход беседы
Вы когда-нибудь находили на прогулке красивый листик или необычный цветок? А может, замечали, как первым распускается дерево весной?
Оказывается, такие наблюдения могут быть не только интересными, но и очень полезными.
В нашей стране есть люди, которые специально наблюдают за природой и делятся своими находками с учёными. Их называют волонтёрами науки. Это не профессия, а добровольное дело: люди делают это потому, что хотят быть полезными.
Они фотографируют растения, грибы, следы зверей, записывают, когда распускаются деревья или выпадает первый снег. И потом передают свои наблюдения учёным — через специальные сайты и приложения, чтобы учёные могли изучать природу и лучше понимать, что в ней происходит.
Как вам кажется, зачем ученым наблюдения и фотографии обычных людей?(ответы детей)
Россия — большая страна. Учёные не могут в один день побывать и на Сахалине, и в Карелии. А волонтёры из разных городов и сёл присылают им информацию. Это настоящая помощь. Когда люди со всей страны присылают информацию, получается полная картина происходящего в природе России. Это как собрать большой пазл из маленьких кусочков. Каждое наблюдение — ценный вклад в науку.
Как вы думаете, а дети могут быть волонтерами? (да)
В некоторых проектах участвуют даже дети. Они ведут дневники природы, рисуют, делают фотографии.
Иногда волонтёры помогают создавать настоящие карты: где растут ландыши, когда расцвели одуванчики, где нашли редкий папоротник.
Фотографировать цветы или записывать, когда растаял снег, — вроде бы просто. С этим справится даже ребёнок. И тем не менее, это очень ценный вклад в науку. Дети тоже, наравне со взрослыми, могут помогать ученым.
Если вы любите наблюдать за природой, вы тоже можете стать волонтёрами науки. Сегодня учёные обращаются за помощью к волонтёрам: просят наблюдать за деревьями и кустарниками в разных регионах страны.
А кто замечал у нас поблизости плодовое дерево или куст, за которым мы могли бы наблюдать? (обсуждение)
Нужно записывать, когда началось цветение, появились плоды или опали листья. А ещё — фотографировать, как меняется выбранное дерево или куст в зависимости от сезона.
Вот так просто — быть внимательным на прогулке, аккуратно собирать и заносить сведения — и можно стать настоящим волонтером науки. Ваши глаза и ваше любопытство — это самые главные научные инструменты!
Заключение:
Можно сказать, что волонтёры науки — герои нашего времени. Они показывают, что помогать может каждый: и взрослый, и ребёнок. Главное — быть добрым, внимательным и любить природу.
Дополнительные материалы
Спецпроект«Плоды науки»для волонтеров: https://fenolog.rgo.ru/activity/plody-nauki-2
Как стать научным волонтером: https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/initiatives/nauchnoe-volonterstvo/?tab=initiatives-objectives