Лучший педагог года

ДОУ и социум: система взаимодействия

21 августа 2011 в 09:41 - Оксана Косенкова

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

 

На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружа­ющие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотноше­ния — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в об­ществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жиз­ненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

 

Социализация — понятие, широко использующееся в современ­ной психолого-педагогической науке, содержание которого далеко не однозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и самораз­вития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультур­ного опыта (А.В. Мудрик).

Современная социализация имеет свою специфику, обуслов­ленную как глобальными процессами, происходящими в миро­вом сообществе (разрушение человеком природы, возможность самоуничтожения человечества, распространение эпидемий, ком­пьютеризация всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями со­циально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.

 

К основным особенностям современной социализации подра­стающего поколения можно отнести следующие:

  • длительность протекания (по сравнению с предшествующими периодами), что связано с изменением статуса детства;
  • появление новых требований к характерологическим чертам будущего члена общества;
  • стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций.

 

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества — обеспечение успешной социализации подрастающе­го поколения. Чтобы определить, что вкладывается в это поня­тие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущ­ности процесса социализации.

 

Во-первых, социализация — это адаптация личности к обще­ству путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, устано­вок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповтори­мой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт. Данные составляющие не противоречат друг другу и определя­ют двусторонний характер социализации. С одной стороны, обще­ство стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты ролевого поведения, и личность должна усвоить этот соци­альный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой — в силу своей природной активности личность развивает тенден­цию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Успешная социализация подразумевает способность человека найти гармоничное соотношение этих двух сторон.

Задача современной системы образования – гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка. Огромную роль в решении этой задачи иг­рает ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Важно научить каждого ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине через приобщение детей к культурным ценностям, посещение музеев, выставок.

 

В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже. 

 

Социальная сфера - Образование:

Младшие и средние группы: Детский сад: назначение, профессии; экскурсия по детскому саду (ознакомление, обобщение и закрепление представлений)

Старшие и подготовительные к школе группы: Школа (общеобразовательные: №№ 21, 22, 6, лицей, музыкальная, спортивная, художественная, детская школа искусств): экскурсии в школу, целевые посещения, совместные мероприятия («Мост дружбы», «Масленица»).

Библиотека: экскурсии в библиотеку, встречи с библиотекарями в детском саду

Педагогический институт: назначение, взаимодействие (педагогическая практика студентов.

 

Социальная сфера - Культура и достопримечательности города:

Младшие и средние группы: Искусство в детском саду целевое посещение выставок в детском саду, посещение кукольных спектаклей, участие в досуговых мероприятиях

Старшие и подготовительные к школе группы: Музеи: назначение, экскурсии в Музей князей Голицыных, Дом-музей И.В. Мичурина, Музей А.М. Герасимова, Краеведческий музей; выездные выставки музеев в детском саду

ДК «Авангард», Центр детского творчества: участие в городских конкурсных программах

 

 

Социальная сфера - Сфера услуг:

Младшие и средние группы: Сфера услуг в детском саду Помещения в детском саду: пищеблок, прачечная); профессии повара, прачки. Целевые посещения.

Старшие и подготовительные к школе группы: Экскурсия на почту, парикмахерскую

 

Социальная сфера - Физическая культура и спорт:

Младшие и средние группы: Физкультура и плавание в детском саду

Старшие и подготовительные к школе группы: Физкультура и плавание в детском саду

Спортклуб «Темп»: спортивные соревнования, праздники, развлечения, олимпиады

 

 

Социальная сфера - Медицина и здравоохранение:

Младшие и средние группы: Медицина в детском саду: знакомство с помещениями детского сада: медицинская комната, процедурный кабинет, физиокабинет; знакомство с профессиями врача, медицинской сестры

Старшие и подготовительные к школе группы: Аптека: экскурсия в аптеку, формирование представлений о лекарственных средствах и профессии фармацевта.

 

 

Социальная сфера - Средства массовой информации:

Кабельное телевидение: ознакомление с профессией журналиста, проведение телевизионных консультаций специалистов ДОУ, Сотрудничество с редакцией городской газеты «Мичуринская правда»

 

 

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с дет­ского сада, который является час­тью их социальной инфраструкту­ры. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды. Детский сад представляет собой «социальный мир в ми­ниатюре», поскольку здесь дети впервые знакомятся с различными видами деятельности человека: образование, культура, сфера услуг, меди­цина, физкультура и спорт и т.п. Поэтому детский сад является весьма важ­ным этапом в их ознакомлении с со­циумом. Педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараются максимально стимулировать социальное развитие детей, формировать навыки поведения в детском саду, на участке, на экскурсии, при посещении учреждений образования и культуры, воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых различных профессий.

 

Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Педагоги ДОУ проводят беседы и консультации для родителей, знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места города. Также полезным, на наш взгляд, является проведение выездных экскурсий и выставок городских музеев на базе детского сада. Наши воспитанники с удовольствием принимают гостей и узнают много нового, не покидая пределов детского сада.

 

В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Как правило, выпускники ДОУ поступают в разные школы, поэтому детский сад стремится взаимодействовать с несколькими из них - №21, №22, №6, лицеем. Большим успехом пользуются совместные мероприятия, проводимые на базе ДОУ.

 

Важным звеном в работе детского сада по взаимодействию с социумом является постоянное сотрудничество с Тамбовской областной филармонией и спортивным клубом «Темп», на базе которого проводились такие мероприятия, как Малые Олимпийские игры, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

Таким образом, знакомство с социумом способствует социализации ребенка-дошкольника, включающей формирование у него навыков поведения и общения, что, в свою очередь, является основой гармонично развитой личности.


 

 

Литература

  1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М,: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
  2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона – ступенька в большой мир // Управление ДОУ. – 2004. - № 5. – С. 72-80.
  4. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ» - 1).

 

 

 

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД