Папки-передвижки

Коса - девичья краса. Конспект образовательной деятельности.

20 октября 2011 в 19:27 - Оксана Красницкая

Коса – девичья краса.

 

Программное содержание: Воспитывать интерес к прошлому русского народа. Дать детям представление о том, какие прически носили в старину. Обогащение словаря; развивать речь детей. Прививать навыки ухода за волосами. Формировать умения составлять узоры на ткани. Закреплять навыки работы в нетрадиционной технике "пальчики-палитра"

Оборудование: Домовенок Кузя (кукла). Куклы по количеству детей, расчески. Иллюстрации плакатов. Колокольчик. Маленькие белые платочки по количеству детей. Гуашь, салфетки. Иллюстрации.


Ход образовательной деятельности

 

Воспитатель предлагает детям красиво причесать кукол в игровом уголке. (Раздается стук). В гости к детям приходит домовенок Кузя. Он здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на прическу Кузи.

Воспитатель: Кузя, почему ты сегодня такой некрасивый, лохматый?

Кузя: Сейчас все вам расскажу. Ходил я сегодня в парикмахерскую, хотел подстричься, как раньше в старину стригли. А там и не слышали про старинные прически. Вот придется теперь ходить лохматым. Ребята, а может, вы мне поможете?

Дети: Нет, не знаем.

Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя. Мне моя бабушка рассказывала про старинные прически. Я думаю, Кузя, мы с ребятами сможем тебя подстричь, как это делали в старину.

 

Сказывала мне бабушка, что у ребят, у мужчин в старину была в моде короткая стрижка, которая называлась “под горшок”. И недаром. Это сейчас вас отведут в парикмахерскую и подстригут так, как вам захочется.

А тогда, рассказывала мне моя бабушка, надевали на голову горшок, а волосы, которые торчали снизу отстригали (показ иллюстрации) – приложение. Кузя, хочешь, чтобы мы тебя подстригли?

Кузя: Хочу. Мне нравилась стрижка “под горшок” (смеется). Какое смешное название.

 

Воспитатель усаживает Кузю и начинает его подстригать.

Воспитатель: В старину подстригали людей прямо на улице. Состриженные волосы никто не убирал, и они, как ковер, покрывали землю около такой парикмахерской.

Кузя, полюбуйся на себя в зеркало, каким красавцем ты стал.

Кузя: (любуясь собой, приговаривает) Ах, какой я красивый. Я ли ни молодец, я ли ни удалец. Спасибо вам.

Воспитатель: Дети, как называется стрижка Кузи?

Дети: “Под горшок”.

 

Воспитатель: Рассказывала мне моя бабушка и о девичьих прическах. Хотите узнать, что она мне рассказывала?

Дети: Было бы интересно узнать о прическах.

Воспитатель: Тогда слушайте.

С давних пор краса девицы –

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса –

С лентой длинная коса.

Раньше русские женщины носили длинные волосы. В старину существовал обычай, по которому прическа девушки отличалась от прически замужней женщины. Девушка могла носить распущенные волосы или заплетать их в одну косу. Замужняя женщина должна была заплетать две косы. (показ иллюстраций) – приложение.

Какая прическа была у девушек в старину?

Дети: Девушки носили распущенные волосы

Девушки заплетали одну косу.

Воспитатель: Какая прическа была у замужних женщин?

Дети: Женщины заплетали две косы.

 

Воспитатель: Коса всегда считалась девичьей гордостью. Особенно хороши косы из здоровых волос с естественным блеском. Наши прабабушки при уходе за волосами использовали простоквашу, кислое молоко, отвары и настои трав. Мыли волосы хлебом и яйцом. Волосы расчесывали тщательно, аккуратно. Дети, расскажите как вы ухаживаете за волосами?

Дети: Я мою волосы шампунем.

- Слежу, чтобы они были чистыми.

- Я всегда расчесываю волосы, чтобы они были красивые.

- Я хожу с мамой в парикмахерскую, там мне делают красивую стрижку.

Воспитатель: Делу время – потехе час.

 

Пришло время нам поиграть. Кузя, поиграешь с ребятами?

Кузя: Поиграю. Я знаю одну интересную игру, называется она “Звонарь”.

Игра “Звонарь” (Приложение)

Кузя: Как хорошо вы играли, дружно, весело. Подарю я вам за это расписной платочек. А мне пора возвращаться домой. До свидания.

 

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину волосы часто покрывали платком?

На Руси с давних пор

Головной носят убор.

Женщина ходила босой,

Но избавь – простоволосой.

Платки для женщины – украшенье.

Носили они их с умиленьем.

На посиделках и гулянках девушки носили платок вот так на плечах (показ). Это считалось красивым и элегантным. Носили женщины в старину платок и так (показ иллюстрации). Называется “рогатая кичка”.Так женщины спасали свою голову от бед и несчастий. Девочки, кто хочет повязать так платок (По желанию детей воспитатель повязывает платок).

Какой красивый платок подарил нам Кузя. Посмотрите, какие красивые узоры на нем. Ребята, я предлагаю вам сделать красивые платочки для наших кукол. Что можно нарисовать на платочках? (Мальчикам можно предложить для росписи мужской головной убор)

Дети: Цветы, разноцветные горошины, полоски.

 

Дети приступают к работе, выполняют рисунки на ткани в нетрадиционной технике “Пальчики – палитра”. Когда платочки готовы, дети украшают ими своих любимых кукол.

Приложение

Подвижная игра «Звонарь»

Все встают вкруг. На середине двое ребят: один – “звонарь”, другой – “жмурка”. “Жмурке” завязывают глаза, а “звонарю” дают в руки колокольчик. Дети приговаривают: “Динь – дон, динь - дон, отгадай, откуда звон!” “Жмурка” по звуку колокольчика пытается поймать “звонаря”.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД