Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ.
ЭССЕ«Музыкальный руководитель- это не просто должность,это призвание»:
Недавно на награждении Звездой Героя Труда РФ юбиляр Никита Сергеевич Михалков сказал такую замечательную фразу : «Это великая награда для меня,но...профессия РЕЖИССЕР - такая профессия,что ты один ничего не сделаешь.И эта почетная награда- награда всех моих прекрасных коллег,ведь я не один работаю. Я работаю в команде.»
Абсолютно те же самые слова я могу сказать о профессии «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ«. Он,как и режиссер,один никогда и ничего не сделает!!Вся его работа зависит от РУКОВОДИТЕЛЯ и от команды ДОУ. Физ.рук играет роли на праздниках,логопед фотографирует праздники для сайта,медсестра может последить за дисциплиной зрителей,нянечка сидит с детьми,пока воспитатели
перевоплощаются в сказочных героев.Ну, а воспитатели в группе учат слова песен,делают ПРОГОН праздника со всеми стихами,словами,ролями,но самое важное то,что именно воспитатели - ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ музыкального руководителя в развитии деток.
Когда я еще в самом начале своей работы в ДОУ раздавала воспитателям CD диски (а теперь флешки) с репертуаром очередного праздника - они меня спрашивали:«А зачем? Почему? Для чего?«- Отвечаю...
Момент первый..Доказано и не раз,что те дети ,которые ПРОСТО СЛУШАЮТ(!) ЕЖЕДНЕВНО репертуар праздника в группе - знают его потом на празднике на «УРА«. У них всё это остается в голове. Даже при обычном прослушивании музыкальных номеров,просто любой классической музыки,например Моцарта, тренируется память,слух,ритм и т.д .Поэтому НИЗКИЙ ПОКЛОН моим воспитателям,которые помогают ЕЖЕДНЕВНО не столько мне,сколько детям своей группы!
Момент второй...
Воспитатели ни в коем случае не должны за меня трудиться и учить с детьми танцы,песни,я сама это сделаю на своих занятиях,но увы НЕ СО ВСЕМИ,а лишь с теми,кто ходит на данный момент в сад! В полном списочном составе группа за историю моей работы в ДОУ ни собиралась в музыкальном зале на занятии ( внимание!) ни разу,в отличии от тех же к примеру праздников,на которые приходят ВСЕ ДЕТИ группы без исключения...
Хорошо,если ко мне КАЖДЫЙ ребенок прийдет ДО ПРАЗДНИКА на музыкальное
занятие ХОТЯ БЫ РАЗА ДВА- ТРИ ,но есть такие дети,которых родители приводят ТОЛЬКО ЛИШЬ НА ПРАЗДНИК в силу разных семейных причин и ЭТИ ДЕТИ, ничего не зная на празднике ,всё равно встают со стульчиков на все танцы,на все песни,на музыкальный оркестр,который мы учили,к примеру, ДВА МЕСЯЦА (!!!)ибо никто не имеет права лишать ребенка выступления на празднике.
И тут могут просто «опуститься руки»,ведь ты репетируешь,репетируешь например, шумовой оркестр - встает такой ребенок и начинает на празднике перед всеми играть тебе «НЕ В ТО ДУ-ДУ» пардон и тут разваливается весь музыкальный номер ,который ты с детьми ОТТАЧИВАЛ два месяца!Горько? Обидно? Да!! Но тот ребенок,что не ходил на занятия к тебе,стоит на празднике Самый СЧАСТЛИВЫЙ! И это ли не ГЛАВНОЕ? Или ты усиленно готовил ребенка- солиста,а он взял и заболел перед праздником. Вся твоя многочасовая, многомесячная работа разлетается « в ПУХ И ПРАХ» и в голове звучит вопрос : «А зачем тогда все эти репетиции с детьми?Пусть каждый встает на празднике и танцует,и поет,и играет, как в первый раз!» Но это же будет ПОЛНЫЙ БАРДАК на утреннике.Утренник в таком случае просто « провалится». Поэтому безграничное ТЕРПЕНИЕ и ЛЮБОВЬ к своей профессии,к своему труду,любовь к МУЗЫКЕ,как к великой силе искусства,любовь к детям - вот это необходимо иметь музыкальному руководителю.Да,это сложно,но когда ты заходишь в группу,а дети тебя обнимают, говорят,что очень любят,то ты понимаешь,что это САМОЕ ДОРОГОЕ В ТВОЕЙ РАБОТЕ !!! Детские любящие глаза,устремленные на тебя,любящие детские сердечки перекрывают любой негатив!
Какие все- таки есть индивидуальные моменты в работе музыкального руководителя?Самое любимое мое дело - это сочинять сценарии. Фантазий и идей в моей голове великое множество и рождаются они буквально «на ходу». Значит муз.руководитель должен быть в первую очередь творческим человеком. Да,можно взять готовые сценарии в интернете и не ломать голову,но это всё не то..Это НЕ ТВОЯ РАБОТА.У тебя не будет индивидуального подхода к каждой группе,к каждому ребенку на празднике,к каждому воспитателю,который сможет или нет сыграть роль того или иного сказочного персонажа. У тебя не будет ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА к музыкальным номерам группы на празднике с чужим сценарием.
В музыкальной школе моя коллега (учитель фортепиано) рассказывала,что сбежала из сада и не смогла быть муз.руководителем,потому что всё время надо что- то придумывать,изобретать,мастерить и т.д.
Она рассуждала так:«Уж лучше я спокойно, сидя на стуле, проведу подряд 10 уроков фортепиано и голова не болит!»
А голова ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛИТ за всех и за вся...Мало написать сценарий,надо его достойно воплотить ВСЕЙ КОМАНДОЙ ДОУ в ЖИЗНЬ со всеми номерами,со всеми персонажами и показать этот готовый продукт родителям и Администрации,да так показать,чтобы НЕ КРАСНЕТЬ перед ними потом после утренника.
В заключении хочу сказать то,что
ВОСПИТАТЕЛЬ и МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ- самые тяжелые профессии детского сада,хотя кто- то может и не согласится со мной ( «СОРРИ»- это лишь моё личное мнение.)
Творчество,артистизм,фантазия, ЗОЛОТЫЕ ИСКУСНЫЕ РУКИ, великое терпение,отличное знание психологии ребёнка и родителя,умение общаться с коллегами,высокая САМООТДАЧА на работе,безграничная любовь к детям - всё это обязательные требования к этим двум профессиям.