Папки-передвижки

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Феруза Адаричева
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда

Выступление на ППО.

Тема:

"Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда"

Подготовила: учитель-логопед

Адаричева Ф. Б.

МБ ДОУ ЦРР д/с "Звёздочка"

г. Черногорск, 2016г

Уважаемые коллеги, я бы хотела рассказать вам об использовании метода сказкотерапии в своей работе.

Публикация «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал достаточно распространенным и более сложным в своих проявлениях, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.

Проанализировав данную ситуацию, я решила выявить наиболее эффективные приемы и методы в работе для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных процессов, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Для себя я выделила метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии - целостное развитие личности ребенка.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. И это делает ее эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения. Ведь у таких детей наблюдается:повышенная двигательная активность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, агрессивность, неуверенность в себе. Наши дети не умеют играть по правилам и удерживать взятую на себя роль, не умеют четко излагать свои мысли и пересказывать.

Между родителями и детьми преобладает обиходно — бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную. Без яркости и красочности речь бледнеет и тускнеет. В то время как, сказка дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Поэтому она незаменима в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, в частности, с речевыми нарушениями.

Я использую сказку, как помощника для овладения детьми лексико-грамматической системой языка. Сказку можно подобрать к любой жизненной проблемной ситуации, что помогает научиться ребенку соблюдать нормы поведения, правила игры, нравственные заповеди.

В своей работе я применяю различные формы сказкотерапии, некоторые из них являются авторскими, (автор Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2011, а некоторые помогли придумать и создать сами дети. Все формы вы можете видеть на слайде.

Артикуляционные сказки

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).

Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые).

Кратко расскажу вам о каждой из представленных форм.

Итак, 1-е "Медитация на сказку".Эту форму работы проводит воспитатель логопедической группы по-моему заданию, на своих занятиях я использую некоторые элементы. Работа заключается в следующем: я сделала подборку звукозаписей, при помощи которых, дети могут погрузиться в любое из представленных здесь состояний и отобразить его.

Сюда же относятся "Пантомимические этюды", которые я чаще всего использую на фронтальных занятиях, чтобы настроить детей на занятие и активизировать мышцы лица. С этой целью, я показываю карточки со смайлами, отражающими ту или иную эмоцию. Задача детей повторить и описать это чувство.

Вторая форма работы - это "куклотерапия". Суть её заключается в применении различных видов театра, начиная от пальчикового, заканчивая теневым. Мне нравится наблюдать, как в ходе "оживления" выбранных героев раскрываются дети, какие эмоции они направляют в этот, по-сути, неодушевлённый предмет. Именно в приёме куклотерапии и "оживает" речь, ведь все мы знаем не безызвестное высказывание В. А. Сухомлинского "речь ребёнка живёт на кончиках пальцев". Именно при помощи манипуляций такого театра больше всего работают руки, пальцы, а соответственно развиваются речевые центры коры головного мозга ребёнка.

Третье направление моей работы- драматизация, разыгрывание сказок по ролям. Игра драматизация- это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни. Участие в инсценировке представляет участникам широкий простор для проявления инициативы, творческих способностей. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его чувствами. В этой технике я использую как народное творчество, так и различные авторские сказки.

Ни одно индивидуальное занятие не обходится без артикуляционных сказок (авторы - Косинова Е. М., Рожкова Т. В., Чернякова В. Н.). Всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

И последний- метод на создание, которого натолкнули меня сами воспитанники - сочинение сказок. В нём я использую две развивающие ситуации. Условно я назвала их так: "Я- писатель" и "Сказка на пальцах". Эти два направления легко взаимодействуют и дополняют друг друга. Суть их заключается в следующем: ребёнок выбирает героев (мелких игрушек-киндер, и сочиняет с ними сказку, которую постепенно развивает. Для этой цели я разработала специальные поля-заготовки, которые позволяют переносить сказочных героев, то в заснеженный лес, то в зимний городок. Что самое ценное здесь для меня, как для логопеда- ребёнок грамотно строит развёрнутый рассказ, он проявляет инициативу и фантазию, а также отрабатывает все интересующие (автоматизируемые) звуки. Далее, как домашнее задание, по мотивам этой сказки ребёнок создаёт свою книгу, из обычных листков А4, рисует героев, события, которые с ними происходили, и придумывает конец. Есть ещё одно развитие, как я уже сказала выше, "Сказка на пальцах". Ребёнок обводит свою ладонь, а затем на каждый пальчик придумывает и рисует героя, затем придумывает сказку и рассказывает её. А домашнее задание повторяется, также придумывается книжка с этой сказкой, и счастливый конец.

Применяя методику сказкотерапии я увидела, как повысилась мотивация к логопедическим занятиям у детей, домашние задания стали не обузой, а ещё одним шансом поиграть, вернуться в сказку.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с родителями» Учитель-логопед Моисеева О. И. Практической значимостью.

Использование конструктора в работе учителя-логопедаИспользование конструктора в работе учителя-логопеда .

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии.Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии. На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка - лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать.

Использование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопедаИспользование элементов методики Фридриха Фрёбеля в работе учителя-логопеда Внешний вид стенгазеты. В непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми мы постоянно используем элементы данной методики.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Мастер-класс «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в системе реализации ФГОС» Цель: Повышение у педагогов интереса к использованию мультимедийных презентаций в учебно-воспитательном процессе; расширить познания в области.

Мастер-класс «Использование театрализованных игр в работе учителя-логопеда» .

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 11:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Феруза Адаричева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД