Лучший педагог года

Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации

Елена Петрова
Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации

Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к этому миру (адаптироваться в нем) и взаимодействовать с ним. Способности ребенка будут развиваться под воздействием опыта, который он приобретает в своем жизненном пространстве и который способствует формированию и развитию его личности. Процесс познания окружающего мира происходит через взаимодействие ребенка с окружающим миром. Но процесс познания у ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей. Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Дети с нарушением зрения не умеют быстро приспосабливаться, адаптироваться к окружающей действительности и очень тяжело переживают свою непохожесть со зрячими детьми. Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную информацию; другие, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания.

Публикация «Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации» размещена в разделах

Ребенок с нарушением зрения вынужден в процессе познания и общения опираться на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность). Поэтому, осязание играет ведущую роль в познании окружающего мира ребенком с нарушением зрения, так как помогает ребенку получить конкретные представления о ближайшем пространстве и находящихся в нем предметах. Мы должны дать возможность обрести детям с нарушением зрения тот уровень социальной компетентности, при которой он сможет самостоятельно удовлетворять свои потребности, решать свои социальные проблемы, быть независимым в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей и равноправно взаимодействовать с ними.

Поэтому педагогам необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития мелкой моторики и осязания используя различные приемы работы: предметно-практическую деятельность; проведение пальчиковых игр, массажа; графические работы.

Мной была разработана дидактическая игра на тактильное восприятие для старших дошкольников «Одень куклу по сезону».

Актуальность данной игры объясняется потребностью зрительного восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, при непосредственном контакте с ним через тактильное восприятие и в правильном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Цель: целенаправленно совершенствовать, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимание.

Закреплять умения узнавать на ощупь ткань, из конкретного материала.

Формировать умения сопоставлять ткань с картинкой одежды и временем года.

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Правила игры:

1 этап. Ребенку предлагается картинка с изображением животного(1) и растения (2, которые он должен назвать при этом тактильно их обследовать.

2 этап. Ребенок с открытыми глазами обследует кусочки ткани сделанные из шерсти животного (1) и растения (2).

3 этап. Ребенок с закрытыми глазами обследует кусочки ткани из овечьей шерсти (1, хлопка (2) и выбирает лишний.

4 этап. Ребенок с открытыми глазами по картинкам с изображением одежды зимней (1, летней (2) называет ее (одежду).

5 этап. Ребенок с открытыми глазами тактильно обследует кусочки ткани с опорой на картинки с изображением зимней одежды (1, летней одежды (2) и называет животного (1, растение (2) из которого сделана эта одежда.

6 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать тактильно кусочек ткани варежек (1, джинсовых брюк (2).

7 этап. Ребенок с открытыми глазами рассматривает картинки с изображением всех времен года и называет их.

8 этап. Ребенок с открытыми глазами выбирает из представленных картинок холодное

время года (1, теплое время года (2).

9 этап. Ребенку с открытыми глазами предлагается выбрать картинки с изображением одежды которую носим в холодное(1, теплое (2) время года.

10 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать ткань для холодного (1, теплого (2) времени года.

11 этап. Ребенку предлагается с открытыми глазами одеть куклу для холодного (1, теплого (2) времени года в одежду из тканей (картинок с изображением одежды).

Игра рассчитана на старший дошкольный возраст.

6. Литература:

1. Моурлот Л. И., Ремезова Л. А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста // Самара : СГПУ. 2007.

2. Мясникова Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения// Саратов. 2006.

3. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. // М. : РАОИКП. 1999.

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л. И. Плаксиной // М. : Экзамен. 2003.

Публикации по теме:

Формирование у старших дошкольников представлений об окружающем мире Введение Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления.

Формирование доброты и отзывчивости у старших дошкольников Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного.

Формирование двигательной культуры у старших дошкольников Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является сохранение, укрепление и охрана физического и психического здоровья.

Формирование культуры речи старших дошкольников средствами поэзии Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней. Чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: - О! Как же ты.

Формирование образной речи у старших дошкольников средствами комментированного рисования Мы знаем, что предметно – развивающая среда мобильна, изменчива. Меняться содержание должно в зависимости от темы недели или темы проекта.

Формирование современной модели успешной социализации дошкольников через приобщение к русской народной культуре Детство - это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку, это начальный этап формирования личности,.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи старших дошкольников» Консультация для воспитателей «Формирование связной речи старших дошкольников» Подготовила: воспитатель Меркулова Валерия Алексеевна Овладению.

Отчет по самообразованию «Формирование культуры поведения старших дошкольников» Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. С малых лет ребенку необходимо привить нормы поведения.

Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения Дошкольный период – время, когда развивается и формируется «фундамент» личности ребенка. Особенно важен этот период для дошкольника с нарушением.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации
Опубликовано: 4 марта 2017 в 16:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование осязания старших дошкольников как средства социализации» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД