МААМ-картинки

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

Дементьева Виктория
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы.

Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В настоящее время количество детей с этой патологией увеличивается. Нарушение речевого развития носят не только фонетический, но и лексический, и грамматический характер. При исследовании лексической стороны речи ученые выявили такие нарушение лексики как: недостаточность словарного запаса, резкое расхождение объема пассивного и активного словаря, неправильное употребление слов, трудности актуализации словаря и др., что свидетельствует о более низком уровне сформированности словаря у детей с ОНР по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием. Дети с низким уровнем сформированности словаря испытывают трудности в общении, в обучении чтению и письму. Поэтому проблема формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР актуальна, ведь от сформированности словаря зависит успешность овладения ребенком программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Ведущую роль в формировании и коррекции словаря детей с речевыми нарушениями играют дошкольные образовательные учреждения. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (ФГОС ДОУ, регламентирующий работу дошкольных учреждений, рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развитие речи. Задачей речевого развития является обогащение активного словаря, происходящего за счет основного словарного фонда и зависящего от словаря от педагогов и родителей. Для расширения словаря в ДОУ должны быть созданы благоприятные условия.

Публикация «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблема развития и формирования словаря у дошкольников с ОНР рассмотрена в трудах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. С. Ушаковой, Н. С. Жуковой и др.

Цель исследования: выявить особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Выделить особенности речевого и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня.

2. Показать особенности словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ДОУ.

Объект исследования: процесс формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Вывод.

Предмет исследования: содержание работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Речевые эффекты III уровня являются одним из самых распространённых среди современных дошкольников. В отечественной логопедии ОНР III уровня определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико – грамматическими и фонетико – фонематическими ошибками. Это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц.

Дети с ОНР III уровня имеют особенности в психическом развитии и в развитии словаря.

Особенности словаря старших дошкольников с ОНР III уровня проявляются в следующем: резкое расхождения объема активного и пассивного словаря; бедность ограниченности активного словаря; преобладание в активном словаре существительных; бедность словаря прилагательных, наречий, антонимов, синонимов, медленный поиск слов; неточность в выборе и употреблении слов.

Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой и двигательной сферы.

Работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ДОУ имеет свои особенности:

- Она протекает с учетом возрастных особенностей детей, с учетом особенностей лексического запаса и психического развития детей с ОНР III уровня, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- Основной формой работы по формированию словаря у данной категории детей являются учебные логопедические занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные.

- Наряду с учебными логопедическими занятиями обогащение словарного запаса происходит во всех видах детской деятельности (игровой, бытовой, трудовой, художественной, повседневной жизни, общении;

- Работа по формированию словаря тесно связанна со всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ; проводится планомерно и систематически;

- Осуществляется взаимно связь в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя;

- Содержание словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста усложняется : словарь усложняется на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; слова усваиваются на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; слова, обозначающие элементарные понятия вводятся на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам;

- Работа по формированию словаря направленна на расширение пассивного словаря, общение и активизацию номинативного, предикативного, адъективного словаря, словаря синонимов, антонимов и обобщающих слов;

- Для успешного формирования словаря у детей с ОНР III уровня используется комплекс методов (методов накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизацию словаря) : осмотры помещения, экскурсии, рассматривание предметов, картинок, художественная литература, рассматривание игрушек, дидактические игры, словарно – логические упражнения, словесные упражнения, составление загадок, беседа; комплекс приемов: проговаривание нового слова хором, а затем индивидуально, подбор названий предметов к действиям и наоборот и т. д.

Для успешного формирования словаря у детей с ОНР III уровня используется комплекс методов (методы накопления содержания детской речи и методы направленные на закрепление и активизации словаря) : осмотры помещения, экскурсии, рассматривание предметов, картинок, художественная литература, рассматривание игрушек, дидактические игры, словарно – логические упражнения, словесные упражнения, составления загадок, беседа, комплекс приемов: проговаривание нового слова хором, а затем индивидуально, подбор названий предметов к действиям и наоборот и т. д.

Словарная работа, проводимая в ДОУ, имеет огромное значение. Она способствует умственному, нравственному, эстетическому развитию, способствует его подготовке к школе.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2023 в 20:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дементьева Виктория в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД