Получи документы

Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников

Дина Шрейдер
Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников

Информация к размышлению для учителя-дефектолога.

Вот две аксиомы: мышление начинается с восприятия; мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции развиваются замедленно и обладают своеобразными чертами.

Публикация «Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников» размещена в разделах

Значит, размышляя над составлением коррекционной программы для дошкольника с умственной отсталостью, мы неизбежно приходим к необходимости первичного развития восприятия и побуждения к исследовательской деятельности.

Некоторые книги, на которые я буду ссылаться, по названию не очень соответствуют заявленной теме, но тем не менее их материал позволяет понять особенность познавательных процессов у детей и выстроить коррекционную работу эффективно.

Итак, теория.

Откроем учебник. С. Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника». Не смущаемся, что «школьника», а открываем и читаем главы:

часть 1. Общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка.

Глава 5. Развитие психики.

Часть 4. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей.

Глава 7. Ощущения и восприятия.

Просто и очень подробно о главном. Чтобы вспомнить основы, разобраться, чтобы не опускать рук. Смотрите, каким понятным, убедительным языком написано. Читать одно удовольствие.

«Даже самые ограниченные из педологов, представлявшие себе развитие ребенка как процесс увеличения знаний и умений, при котором у ребенка на протяжении всех лет жизни сохраняется постоянный коэффициент ума (IQ, все же признают некоторую возможность подлинного развития психики у умственно отсталого ребенка.

Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т. е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжкую патологию организма».

Читай и думай.

И практика.

Конечно, «наше всё» - Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога».

В этой книге не просто подбор игр и упражнений, там – готовая система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Да, с играми, упражнениями, заданиями. В конце пособия есть приложения с материалом для педагогов и наглядным раздаточным материалом для детей.

Бери и делай.

Следующая книга: Большакова С. Е. «Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный подход». У Светланы Большаковой серия книг по работе с алалией, но нас в рамках темы интересует именно эта, первая. Упор в авторском пособии сделан на формирование универсальных основ мозговой деятельности - сбалансированные процессы возбуждения-торможения, удержание рабочего ритма, обратная связь. Короче, всё для развития восприятия. Игры и упражнения очень эффективны. Материал даётся в порядке усложнения. Что важно: подробно расписаны речевые сопровождающие сценарии, указаны возможные ошибки и способы их коррекции.

Клад для дефектолога.

И конечно же, сенсорное развитие. База базовая. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей».

Почему именно эта книга? Она понятная, ни одного лишнего слова, выстроена логично, от рассматривания сенсорного развития в целом до организации и содержания занятий с детьми в сенсорной среде (природа, мир людей) и по сенсорным эталонам (цвета, формы, величины, звуки, запахи, вкусовое восприятие).

Подборка небольшая, но для успешной работы по развитию базы мышления у детей с умственной отсталостью не нужно много, нужно целесообразно и эффективно.

Работайте с удовольствием.

Литература:

Большакова С. Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход / Светлана Большакова. – М. : Грифон, 2019.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Издание третье, переработанное и дополненное. – М. : «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1986.

Стребелева Е. А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога». – М. : Владос, 2021.

Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей». – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018.

Публикации по теме:

«Книга. Экология. Красота» — обзор литературы экологической направленности Муниципальное казённое учреждение культуры «Культурно - досуговый центр с. Азей» БИБЛИОТЕКА Слайд 1 «Книга. Экология. Красота» Ведущий:.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников
Опубликовано: 18 мая 2022 в 14:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обзор методической литературы по развитию восприятия как основы мышления у умственно отсталых дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Дина Шрейдер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД