Папки-передвижки

Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Радмила Раилевна Сайгафарова
Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В статье описаны и экспериментально выявлены особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи) III уровня.

Ключевые слова: лексика, грамматика, общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста.

Публикация «Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Одна из причин задержки ОНР.

Изучением ОНР занимались такие авторы, как Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др. Описывая характерные особенности речи детей с общим ее недоразвитием, эти авторы выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов, как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)[3].

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь (лексика) – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Нарушение лексико-грамматического строя речи :

- является ведущим дефектом в структуре ОНР;

- влияет на общение детей с окружающими.

При нарушении лексико-грамматического строя речи ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания

Особенности лексико-грамматического строя речи детей с ОНР III уровня :

• В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий;

• Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов;

• Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения;

• Почти не пользуются способами словообразования [4].

Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта.

Своевременная диагностика и выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является актуальной в современной логопедии.

Для исследования нашей проблемы, мы обследовали состояние лексико-грамматического строя речи (морфологии, словообразования, лексики) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Исследование проводилось на базе МСБКОУ школы – интерната № 11- дошкольное отделение. Для обследования лексико-грамматического строя речи мы использовали методику Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. (пособие «Маленький волшебник»)[1]. Эта методика направлена на изучение состояния словообразования, лексического запаса и морфологии детей дошкольного возраста.

Данные устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов. В этой методике используется бальная система оценивания. (3 балла - ребенок самостоятельно ответил на все задания, 2 балла - с помощью взрослого ответил на все задания, 1 балл – не выполнил задания).

Обследовано было 15 детей. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком в первой половине дня. Обследование проходило в отдельной комнате. Она была хорошо знакома детям и содержала минимум отвлекающих их внимание вещей и игрушек. Перед обследованием мы пытались создать положительную эмоциональную обстановку, найти контакт с ребенком, добиться того чтобы он вел себя естественно и непринужденно.

В ходе эксперимента детям были предложены следующие задания (отдельно на каждую грамматическую категорию)[2].

Морфология:

1. Образование существительных множественного числа.

2. Употребление существительных в различных падежах.

3. Согласование существительных с числительными.

Словообразование:

1. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

2. Образование относительных имен прилагательных.

Состояние лексического запаса (используется логопедический альбом Иншаковой О. Б.) :

1. Обследуется знания детей по лексическим темам : «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные».

2. Детеныши животных.

3. Обследование пассивного словаря, ребенку предлагается объяснить значение малоупотребляемых в обиходе слов, например: хобот, калитка и т. п.

4. Работа с антонимами, словарь признаков.

Антонимы. Изучая словарь признаков, следует особое внимание уделять антонимам – словам с противоположным значением.

(20-27 баллов – высокий уровень, 13-20 – средний уровень, до 13 баллов низкий уровень).

Данные показали что: в исследовании морфологии уровень ниже среднего, в исследовании лексики преобладает низкий уровень, в исследовании словообразования уровень ниже среднего.

Таким образом, эксперимент показал, что у детей в основном ниже среднего уровень развития лексико - грамматического строя речи. Дети испытывали затруднения при выполнении заданий. Самые низкие показатели выявились при обследовании лексического запаса.

При развитии лексико-грамматического строя речи важна правильная коррекционная направленность работы с данным контингентом детей. Рассмотрим некоторые направления коррекционной работы по развитию лексико-грамматического строя речи :

• Развитие атрибутивного словаря (с использованием приема словообразования);

• Развитие предикативного словаря (обогащение и активизация словаря);

• Развитие номинативного словаря (актуализация словаря);

• Развитие грамматического строя речи особенности употребление предложно-падежных конструкций)[5].

Таким образом, детальное изучение особенностей лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня, выявление их индивидуальных особенностей должно послужить основой для коррекционного подхода в обучении этой категории детей, а в дальнейшем в их социализации в обществе.

И в заключение, хотелось бы процитировать слова Р. Е. Левиной: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».

Литература

1. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5 – 6 лет. Методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество». – М., 2006

2. Гризик Т. И., Конспекты занятий по развитию речи детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей, работающих по программе «из детства в отрочество». – М., 2007.

3. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеренбург: ООО «КнигоМир», 2011. – 320 с.

4. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда - М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 279с

5. Филичева Т. Б., Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 224 с.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 17:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» (включая файлы) размещена пользователем Радмила Раилевна Сайгафарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД