МААМ-картинки

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе развития ценностных ориентаций

Любовь Смолякова
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе развития ценностных ориентаций

МАДОУ Двуреченский детский сад «Семицветик»

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Разработал: Смолякова Л. В.

Публикация «Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе развития ценностных ориентаций» размещена в разделах

Ценность : рассказа В. Драгунского заключается в том, что нужно бережно относиться к своим друзьям. И даже если друг отсутствует, и мы его долго не видим, он навсегда остается нашим другом. Рассказ учит нас доброте, сопереживанию и чуткости, а также внимательному отношению к своим друзьям.

Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Цель: Совершенствовать умение анализировать текст, с целью глубокого проникновения в его смысл.

Образовательные задачи:

Воспитательные :

- воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

- показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях;

- способствовать усвоению норм и ценностей принятых в обществе (формирование понятий «дружба», «друг»).

Обучающие:

- учить анализировать произведение;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту.

Развивающие :

-способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Знакомить с литературным произведением, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям произведения; помочь детям с выбором центров активности

Материалы: портрет писателя, рассказ «Друг детства» с иллюстрациями, посылка, схемы, соленое тесто, картинки с угощениями, листы бумаги, фломастеры, карандаши, мнемотаблица

Понятия: друг детства, «молотить», «не разлей вода»

Планируемые результаты: дети активно и с интересом участвуют в беседе. Предполагаем, что благодаря чтению произведения произойдет развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазия) и личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе)

Технологическая карта

организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,

действий педагога Действия детей Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг» Приглашаю детей на стульчики.

В: ребята, расскажите, кем вы мечтаете стать, когда вырастете.

В: сегодня утром почтальон доставил нам посылку. Она из библиотеки. Хотите посмотреть, что там внутри? Дети располагаются на паласе вокруг посылки. Воспитатель открывает её, а там портрет писателя и книга. Это Виктор Юзефович Драгунский (воспитатель показывает портрет писателя).

Этот автор писал рассказы о детях, для детей.

Сегодня мы с вами прочтем его рассказ «Друг детства».

В: послушайте. О чем мечтал герой рассказа и почему он потом отказался от этой мечты

Садятся на стульчики,

Отвечают на вопросы

Проявляют интерес

Слушают рассказ воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

Актуализация знаний детей

( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) Краткий подводящий диалог к теме:

Фиксирует предложения детей в таблице «Модель трех вопросов» или «Модель пяти пальцев». Дети проявляют интерес Дети умеют осознавать то, что усвоено

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). В: Дети о ком этот рассказ? Кем в детстве мечтал стать Дениска?

В: Почему у него так часто менялось мнение?

В: Как отнёсся к просьбе сына папа? Почему так?

В: Что почувствовал мальчик?

В: А что предложила мама? Как отреагировал Денис на мамино предложение? Для чего же понадобился мишка Дениске?

В: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши?

В: О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?

В: Какие чувства вызывали эти воспоминания?

В: Как называет Дениска мишку?

В: Почему Дениска чуть не заплакал? Какое решение он принял?

В: Он решил: Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные. Нельзя предать свою детскую любовь).

Ответы детей: астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром.

Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии.

Он ему отказал

Огорчение, обиду.

Мама предложила мишку- старую игрушку использовать вместо груши

Ему стало жалко свою игрушку

Он вспомнил как играл с мишкой, вспомнил, что мишка был его другом

Любовь, привязанность, нежность, желание «отдать жизнь за своего друга»

Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом

Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого лучшего друга, настоящего друга детства», а так поступать нельзя Умеют анализировать произведение; отвечать на вопросы по тексту.

Осознают нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях;

Способны усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. Сформированы понятия «дружба», «друг».

Игровая ситуация Мотивирует на деятельность (обеспечивает деловой заинтересованный настрой). Дети проявляют интерес к деятельности

Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации В центре «Искусства» нарисовать любимую игрушку или портрет друга

В центре «Познания» составить рассказ по схеме о своем друге

В центре «Кулинарии» приготовить из соленого теста угощение для друга Дети выбирают центр, в котором будут работать Дети создадут продукт деятельности

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение В. Я предлагаю вам сегодня поработать в специально – организованных Центрах:

«Центр познания»;

«Искусства»;

«Кулинарии».

Ситуация успеха.

Объединяются в подгруппы.

Делают выбор Центра. Проходят каждый к тому центру, который выбрали. Дети способны составить рассказы, нарисовать портреты, слепить угощения

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности Центр

активности Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познания Развивать словесно-логическое мышление.

Ориентировать детей на составление небольшого рассказа по мнемотаблице. В центре «Познания» вы составите рассказ по схеме о своем друге и мы разместим его в этом центре Мнемотаблица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, ручки. Рассказ о друге

Центр искусства Развивать логическое, творческое мышление, мелкую моторику. В центре «Искусства» вы нарисуете портрет друга или любимой игрушки Образцы портретов, листы бумаги, карандаши Портреты друга или любимой игрушки

Центр кулинарии Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение В центре «Кулинарии» вы из соленого теста приготовите угощение для друга Картинки угощений (торты, пирожное, печенье и т. д); образцы изделий из соленого теста Готовые угощения

Центр мастерская

Центр грамоты

Центр игры

Центр конструирования

Центр математики

Центр книги

Центр безопасности и здоровья

Двигательный центр

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,

действия педагога Действия детей Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация Как назывался рассказ, который мы прочитали?

Кто его написал?

Что вы узнали про дружбу и друзей?

Расскажите, что вы делали сегодня в центрах

«Друг детства»

В. Ю. Драгунский

Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать

Ответы детей Дети называют автора и название произведения.

Сформированы понятия «друзья не разлей вода», «друг детства»

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) Дети подводят итоги своей творческой работы, представляют свои результаты.

Воспитатель хвалит детей. Даёт оценку творческой деятельности. Дети делятся впечатлениями друг с другом; демонстрируют продукты деятельности; дарят друзьям Дети с удовольствием делятся с друзьями продуктами своей деятельности

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

Как вы думаете, вы могли бы кому-нибудь объяснить, рассказать, как нужно обращаться с любимой игрушкой? Да. Брату, сестре, детям из младших групп Дети ориентированы на самостоятельную деятельность

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Комплексное занятие по математике в подготовительной группе детского сада на основе сказочного сюжета «12 месяцев» Комплексное открытое занятие по математике в подготовительной группе по сказке «12 Месяцев». Программное содержание : • Продолжать учить.

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Обучение детей первой младшей группы восприятию цвета Цвет оказывает на малышей оказывает огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает у них настроение, желание играть.

Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок».Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок». Добрый день дорогие коллеги, друзья и гости моей страницы. Представляю Вашему вниманию отчёт о занятии: рисование по мотивам литературного.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» (средняя группа)Рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» (средняя группа) Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение у детей рисовать образы предметов по мотивам сказок; развивать способность.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе развития ценностных ориентаций
Опубликовано: 16 апреля 2020 в 08:09
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе развития ценностных ориентаций» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Смолякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД