Папки-передвижки

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Ольга Шиляева
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем – различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах

В связи с введением сегодня инклюзивного образования в детских садах увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения.

В соответствии с ФГОС дошкольного сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют обратиться к другому человеку, не могут поддержать установившийся контакт, согласовать свои действия с партнером или адекватно выразить свою симпатию. В то же время умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека.

Формирование навыков общения дошкольников со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:

1. Безоценочность.

Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек.

Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх.

Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих.

Итак, игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть партнера является тем фундаментом, на котором строится общение между сверстниками. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Для правильной организации работы по преодолению недостатков коммуникативного поведения необходимо организовать наблюдение за процессом общения детей с окружающими по следующим параметрам:

1) Характеристика коммуникативной активности.

- легко ли, ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми, отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли инициатором общения, с удовольствием ли участвует в играх.

2) Предпочитаемый адресат общения.

-направлен на взрослого или на сверстника. Занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослым в поле восприятия, по какому принципу отдает предпочтение сверстникам (эмоциональному, игровому, познавательному).

3) Содержание общения.

- наблюдать за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, что сообщает).

4) Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.

- анализ невербальных коммуникативных средств (мимика, жесты). Как активно использует при недостатке речевых средств.

5) Анализ речевых средств.

- уровень общей речевой активности ребенка (виды коммуникативных высказываний, имеют ли вопросы познавательную направленность).

Проводить коррекционную работу целесообразно по трем направлениям:

Первое направление: - развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятие сверстника в качестве объекта взаимодействия. Формирование восприятия на положительном эмоциональном уровне.

Второе направление:

- развитие у ребенка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства.

Третье направление:

- формирование у детей социальных представлений, осознание и восстановление в игре различных видов социальных отношений.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ средствами изодеятельности В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проект: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Тип проекта: творческий,.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей посредством различных форм взаимодействия детского коллектива (Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение) «Бакчарский детский сад №2 общеразвивающего вида» Презентация «Развитие.

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей от 3 до 7 лет с ОВЗ «Весна пришла»Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей от 3 до 7 лет с ОВЗ «Весна пришла» Конспект занятия Весна пришла 1. Игра: «Солнце, Дождь, Ветер». Психолог детям: на три разных сигнала (показ картинок: ветра, тучи, солнце).

Мастер-класс «Сказка как метод формирования социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» Сказка как метод формирования социально- коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Цель: презентация опыта работы со сказкой в формировании.

Применение методики Железновых «Музыка с мамой» для развитие речи, внимания и коммуникативных навыков детей 3–4 лет Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Программа профессионального саморазвития «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы: Одно из любимых занятий ребенка - рисование. Рисунок - это язык детства. На смену ему приходит речь, письмо и другие.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или.

Опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей средней группы в процессе экспериментирования» В статье раскрыта роль экспериментальной деятельности детей при ознакомлении их со свойствами и качествами материалов рукотворного мира.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей средствами проектной деятельности. Из опыта работы Развитие социально-коммуникативных навыков у детей через проектную деятельность Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 16:40
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шиляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД