МААМ-картинки

Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта

Елена Саянова
Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта

Тема проекта: «Развитие речи детей 2-3лет посредством устного народного творчества»

Тип проекта: информационно-творческий, игровой

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май 2022г.)

Участники проекта: воспитатель, воспитанннки, родители

Актуальность темы.

Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества, Реализация творческого проекта» размещена в разделах

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки). Знакомство с ними обогащает чувства ребенка, речь, формирует отношение к окружающему миру. Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание на то, что у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью. Чтобы дети как можно лучше могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, я поставила перед собой цель развивать познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель проекта: развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

-Развивать речевую активность детей.

-Развивать у детей зрительное внимание, память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

Этапы реализации проекта:

Первый этап :

- постановка цели и задач, определение методов и форм работы

- подбор фольклорного материала

Второй этап:

-организация совместной практической деятельности с детьми

Третий этап:

-обобщение результатов работы

-формулировка выводов на основе проведения мониторинга речевого развития детей на конец года.

Методы и приемы:

-наглядный метод (рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам)

-словесный метод (чтение сказок, потешек, разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек,отгадывание детьми загадок)

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры)

Формы работы:

-Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений (во время утренней гимнастики, умывания, кормления, одевания, укладывания спать, прогулок).

-Чтение сказок, потешек.

-Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.

-Разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек.

- Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, прибауток, колыбельных.

-Отгадывание детьми загадок.

-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек: «Теремок», «Сорока-белобока», «Репка», «Этот пальчик-папа».

-Речевые игры: «Расскажи сказку по картинке», «Позови свою маму», «Дарики, дарики, летели комарики».

-Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке», «Выложи сказку», «Кто в сказке лишний?»

-Дидактические игры по развитию речи с элементами фольклора.

-Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси, гуси», «Скачут по дорожке желтые сапожки», «У медведя во бору».

-Инсценировки сказок, потешек.

-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».

-Беседы для родителей : «Фольклор как средство развития речи ребенка», «С пальчиками играем, речь развиваем».

-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».

-Родительские собрания на темы:«Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка», «Роль сказки в развитии речи и эмоций ребенка».

- Открытое занятие по развитию речи «Русские народные потешки».

В нашей группе созданы определенные условия для развития речи детей посредством устного народного творчества.

Оборудован уголок речевого развития, который включает в себя следующие материалы:

-Выставка книг с различными жанрами фольклора.

-Информационная папка «Потешки на все случаи жизни».

-Картотека «Русские народные потешки».

-Картотека загадок для детей младшей группы.

-Картотека пальчиковых гимнастик, основанных на фольклорном материале.

-Картотека русских народных игр для детей 2-3х лет.

-Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами фольклора.

-Дидактическая игра «Выложи сказку».

-Дидактический куб «Узнай героя сказки по силуэту»

-Лэпбук «Русские народные сказки».

- Различные виды театров: театр на тарелочках (по русским народным потешкам, пальчиковый театр (по сказке «Колобок», настольный театр (по сказке «Маша и медведь, театр картинок, театр масок и шапочек (по русским народным сказкам, театр на палочках (по сказке «Колобок», варежковый театр (по сказке «Теремок», ложковый театр по сказке «Курочка Ряба», настольный театр по сказке «Репка», театр би-ба-бо «Ладушки, ладушки».

Результативность:

-К концу года сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.

- Словарь детей обогатился новыми словами.

- Сформирован интерес к произведениям устного народного творчества.

- Дети овладели навыками общения с взрослыми и сверстниками

- У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Перспективы в работе:

В перспективе вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.

Дальнейшую работу считаю нужным направить на:

-Продолжение работы по составлению картотек по произведениям устного народного творчества для детей младшего дошкольного возраста.

- Пополнение уголка речевого развития дидактическими играми и пособиями по развитию речи посредством устного народного творчества, а также театрализованными играми.

-Пополнение аудиотеки записей сказок, песенок, колыбельных, потешек.

-Пополнение уголка ряженья элементами русского народного костюма и атрибутами к русским народным сказкам.

-Пополнение речевой развивающей среды в группе с привлечением родителей.

-Оформление наглядной агитации для родителей по развитию речи ребенка средствами устного народного творчества.

Список использованной литературы:

Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М. : Белый город,2010.

Афонькина Ю. А. Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Речевое развитие». – М. : Мозаика-Синтез, 2014 г.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2013

ВыготскийЛ. С. Детская речь. - www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf

Гербова В. В. «Развитие речи детей в детском саду. Вторая группа раннего возраста». (М. : «Мозаика-Синтез», 2014 г.)

Денисенкова Н. С., Веракса Н. Е., Борисова М. М., Веракса А. Н., Денисенкова Н. С., Шиян И. Б., Шиян О. А. Диагностика и развитие дошкольников. – М. : Рид Групп, 2011

Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Академия, 2000

Семенова Т. Н. «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста» - журнал «Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». 2017 № 3 (95) Ч. 1. - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-poteshek-v-sisteme-ranney-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya

Сохин Ф/А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml

Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. Электронный каталог - http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:92836/Source:default

Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей дошкольного возраста. - http://s-soln-kuyby.edusite.ru/sveden/files/fe5af069-e524-425d-aad9-55360653e2cb.pdf

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. МОИН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Новогодняя выставка семейного творчества «Чудо — ладошки» (реализация творческого проекта «Волшебные ладошки» 2 мл. группа).Новогодняя выставка семейного творчества «Чудо — ладошки» (реализация творческого проекта «Волшебные ладошки» 2 мл. группа). В нашей группе реализуется творческий проект "Волшебные ладошки" (2 младшая группа). Срок реализации проекта: долгосрочный (1 год). Цель.

План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик»План работы «Внедрение игровых форм для гиперактивных детей посредством творческого развития» в рамках проекта «Шустрик» Октябрь Тема: «Коллективная работа «Петушок из осенних листьев». Цель: Продолжать способствовать овладению детьми творческой продуктивной.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Реализация познавательно-творческого проекта «Опять весна»Реализация познавательно-творческого проекта «Опять весна» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта
Опубликовано: 18 мая 2022 в 15:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей 2–3 лет посредством устного народного творчества. Реализация творческого проекта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Саянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД