Наталья Сергеевна Комарова
Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста
Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста.
Известно, что группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором дети занимают различное положение. Присутствие детей с нарушениями речи в группе детского сада предъявляет высокие требования к профессиональной и личностной компетенции педагогов. Педагоги должны владеть информацией об особенностях психомоторного развития данной категории детей, использовать адекватные методы и приёмы взаимодействия в разных видах детской деятельности. Возрастной период трёх-четырёх лет является не только кризисным для развития личности и нервной системы, но и сензитивным периодом для развития речи. Это обуславливает актуальность выявления влияния речевого развития ребёнка на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям.
Публикация «Речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации детей раннего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Речевые нарушения у детей младшего дошкольного возраста влияют на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Очень важно создавать благоприятную речевую среду для детей. Известно, что на развитие речи ребёнка оказывает влияние среда, в которой он находится большую часть времени. И так как современный ритм жизни призывает родителей трудиться с утра до позднего вечера, то для современных детей групповая комната – это пространство, которое на них влияет. Важно организовать речевую среду так, чтобы она была доступна, привлекательна, эстетична, многофункциональна. В творческой зоне дети с нарушениями речи должны иметь возможность проявить себя, используя разнообразные техники рисования: «По сырому», «Ниткой», «Пластилинография», «Кляксография». Всё это способствует развитию мелкой моторики пальцев. Особое внимание нужно уделить созданию речевого уголка. Важно, чтобы он был необычным, сказочным, с множеством пальчиковых игр.
Пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики, дают возможность играть с ребёнком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Важной составляющей социально-психологической адаптацией детей раннего дошкольного возраста с нарушениями речи является игровая терапия. Если заниматься с детьми игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Легче вступают в сотрудничество, более пристойно выражают гнев, избавляются от страха. В качестве эффективных видов игротерапевтических средств можно использовать народные игры с куклами, потешками, хороводами. Придумывая вместе с детьми движения, мы развиваем фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребёнка. Но, главное и то, что дети избавляются от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе. Боязнь публичного выступления. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Поэтому логопеду, воспитателю, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам для успешной адаптации приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами в своей работе: динамические паузы, логоритмика, подвижные и спортивные игр, релаксация, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика, самомассаж, точечный массаж.
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми раннего дошкольного возраста является работа с родителями как одно из условий социализации ребёнка, имеющего речевые недостатки. Участвуя в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи.
Таким образом, благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создаёт у детей раннего дошкольного возраста с речевыми нарушениями эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Литература
1. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальной адаптации. М. 2002
2. Социальная адаптация у детей в дошкольном учреждении/ под. ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер. 1980