Получи документы

Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска

Юлия Андросова
Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска

На сегодняшний день наблюдается недостаточная изученнсть прблемы психологического сопровождения детей раннего возраста группы

риска, как в теоретическом плане, так и в целом на практике. тоже время становится очевидной тенденция роста числа детей,

с различными отклонениями от нормы, как в психофизическом, так и в социальном плане. Кроме того, нельзя отрицать, что такого рода отклонения сопровождаются нарушением адаптиных функций эмоционально - личностной сферы детей.

Публикация «Сопровождение детей раннего возраста, Группы риска» размещена в разделах

Так на современнм этапе отмечается значительный рост количества детей раннего возраста с пограничными нарушениями психического здоровья, проявляющимися в виде различного рода отклонений в поведении,

общении, а так же социально дезадаптированных детей. Данне

бстоятельство вынуждает педагогов и психологов стремится организовать

своевременне психологическое сопровождение детей раннего возраста.

Существующие сегодня в практике виды психологической помощи,

психологической поддержки, психологического сопровождения родителям и

детям чрезвычайно разнобразны. Они различаются по характеру решаемых

задач специалистами. Эти различия фрмируют ту или иную модель

психологической помощи. Каждая из таких моделей пирается на

сбственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы

работы.

Вопросы психологического сопровождения развития ребёнка раннего

возраста затрагивалась в современных исследованиях ученых: О. Б. Половинкина, Е. Козлова, Ю. А. Разенкова, Ю. А. Григорова и Е. Ф. Щукина и др.

Специалисты выделяют три основных направления педагогической помощи семье со стороны педагогического коллектива: бразовательное, психологическое и посредническое.

Принято выделять бщие факторы, которые небходимо учитывать при организации педагогического сопровождения развития ребёнка раннего возраста :

1) индивидуальный подход к каждому ребёнку;

2) учёт первичности естественнго развития ребёнка;

3) создание условий для самостоятельного освоения ребёнком среды (с

целью социкультурного развития ребёнка);

4) организация специальных условий (организованнй среды, спосбствующих успешному результату сопровождения;

5) проведение ранней диагностики;

6) проведение небходимой коррекции в случае выявления нарушений

развития;

7) привлечение смежных с педагогикой дисциплин для разработки фрм помощи семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста группы риска;

8) наличие у сопровождающего специальных социально-

психологических и педагогических навыков и знаний.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста группы риска в дошкольной бразовательной организации в рамках консультативно-

диагностического направления решает следующие задачи:

определение уровня развития ребенка раннего возраста группы риска в соответствии с основными нормативными пказателями даннго возраста;

максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

анализ осбенностей социальной ситуации развития ребенка;

мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленнй психолого-педагогической помощи;

консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста группы риска :

консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста по вопросам организации детской деятельности.

В рамках коррекционн-развивающей деятельности решаются следующие задачи:

разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами ДОО совместно с родителями ребенка;

бучение родителей спосбам коррекционн-развивающего

взаимодействия с ребенком;

проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего

возраста;

проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызваннго рождением ребенка.

Инфрмационн-методическое направление деятельности организации

фрмулирует следующие задачи:

инфрмирование населения б услугах ранней психолого-педагогической помощи, предоставляемых ДОО совместно с социальными институтами детства: женскими консультациями, роддомами, детскими поликлиниками и больницами, (инфрмирование с помощью буклетов, бъявлений, инфрмационных писем);

инфрмирование о деятельности ДОО с помощью средств

массовой инфрмации;

создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционн-

развивающих методик для детей раннего возраста;

повышение квалификации педагогов групп раннего возраста

(организация стажерских площадк, проведение мастер-классов, совещаний).

Задачи, решаемые в рамках организационнго направления

деятельности:

организация взаимодействия ДОО с учреждениями здравоохранения

по выявлению детей раннего возраста с ограниченными возможностями

координация деятельности специалистов разного профиля ДОО и

родителей по реализации индивидуальной программы психолого-

педагогической помощи;

организация ббщения и распространения опыта ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями.

Психологическое сопровождение детей раннего возраста должно

основываться на организационных и методических принципах деятельности

ранней психолого-педагогической помощи в дошкольных образовательных

организациях. К организационным принципам деятельности можно отнести:

Принцип междисциплинарного подхода к организации ранней психолого-педагогической помощи предполагает участие в ней специалистов разного профиля деятельности, работающих в дошкольной бразовательной

организации.

Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка

раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты

всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка и компенсацию

имеющихся нарушений.

Принцип дбровольности участия в программе ранней психолого-

педагогической помощи основывается на признании того факта, что только

сознательное и заинтересованне участие родителей спосбно беспечить

эффективность всей коррекционн-развивающей работы.

Принцип конфиденциальности предполагает сохранение от разглашения всех сведений б осбеннстях развития ребенка и условиях социальной ситуации его воспитания и развития.

Принцип открытости службы для взаимодействия с учреждениями,

службами разной ведомственнй принадлежности, казывающими помощь

семьям, имеющим детей раннего возраста группы риска, а также со

специалистами, работающими в этих учреждениях.

В рамках психологического сопровождения семьи, воспитывающей

ребёнка раннего возраста специалистам, осуществляющим данный процесс

небходимо следовать определенным методическим принципам:

Принцип сочетания целенаправленнсти и гибкости психолого-педагогической помощи. Диалектическое единство этих позицией предполагает четкое определение целей и задач психолого-педагогической

помощи в целом и определеннсть целей и задач в деятельности всех

отдельных субъектов ранней помощи.

Принцип последовательности и поэтапности ранней психолого- педагогической помощи. Этот принцип предполагает бязательное

прогнозирование конечной цели, ожидаемого результата психолого- педагогической помощи.

Принцип непрерывности психолого-педагогической помощи

предполагает ее осуществление до тех пор, пка не будет полностью

преодолена прблема, вызвавшая небходимость казания помощи.

Онтогенетический принцип ориентирует при определении уровня

развития ребенка, а также при планировании последовательности развития

психических функций, видов деятельности, фрм и средств взаимодействия

ребенка с кружающими.

Принцип ориентации на индивидуальные положительные осбеннсти

развития ребенка, его возможности и спосбности. Этот принцип не

противоречит предыдущему, но дополняет его. Каждый ребенк должен

пройти все последовательные этапы психического развития в зависимости от

индивидуально-типологических осбеннстей, спосбностей, интересов, а

также и трудностей.

Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных

психических функций. Этот принцип базируется на системном подходе к бучению, воспитанию и развитию ребенка, который рассматривает человека, и ребенка в частности, как сложную, развивающуюся по

определенным законам целостную систему, в которой все компоненты,

уровневой организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком в ходе ранней психолого-педагогической помощи. Одной из осбеннстей раннего возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его спосбность «заряжаться» эмоциями взрослых.

Принцип создания специально организованнй педагогической среды

воспитания и развития ребенка, соответствующей его осбеннстям,

потребностям и спосбствующей развитию потенциальных возможностей

ребенка. Данный принцип предполагает, прежде всего, изменение основных компонентов педагогической среды – личностно-ориентированнго,

эмоционально положительного взаимодействия взрослых с ребенком; систем

целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых

родителями и специалистами ДОО в соответствии с индивидуальной

программой психолого-педагогической помощи ребенку раннего возраста и

специально организованнй предметно-пространственнй среды, в которой

осуществляются воспитательные воздействия.

Работа по психологическому сопровождению детей раннего возраста

должна содержать определенную последовательность. На первом этапе

проводится комплексная стартовая скрининг-диагностика и динамическое

наблюдение, выявляющие уровень психического развития ребенка. Этап

завершается бсуждением результатов, полученных каждым специалистом, с

занесением их в соответствующие таблицы. При выявлении различного

уровня задержки в развитии утверждаются психолого-педагогические

мероприятия, составляются прогнозы возможных осложнений.

На втором этапе проводится комплексная дифференциальная диагностика психосоматического состояния ребенка, по результатам

которой создаются оптимальные для развития или коррекции условия:

для развития эмоционального бщения ребенка со взрослым;

по активизации доступных анализаторных систем организма,

зрительных и слуховых ориентировочных реакций, развитию двигательных навыков;

по профилактике негативных поведенческих реакций.

Ребенк группы риска рассматривается как динамичная система, которая развивается в зависимости от условий и фрм воспитания. На даннм этапе выявляются критерии приспосбительных реакций организма ребенка.

На третьем этапе разрабатывается индивидуальная коррекционн-

развивающая программа помощи ребенку, в которой основными участниками становятся родители, психологи и педагоги. Индивидуальная

программа развития ребенка разрабатывается на основе принципа единства

диагностики и коррекции развития. Программа учитывает возрастные и психологические новобразования, определяет педагогические условия для

активизации и совершенствования тех пказателей ребенка, которые еще не

появились, но находятся в зоне его ближайшего развития. На

даннм этапе должно проводиться бучение родителей воспитателей специальным методам и приемам воспитания и бучения детей

группы риска. На этом этапе проводятся индивидуальные коррекционн-

развивающие занятия, ориентированные на индивидуальную программу

развития ребенка раннего возраста. Этап завершается изучением успешности

развития и продвижения ребенка группы риска в развитии в процессе

бучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития

детей.

На четвертом этапе осуществляется динамическое наблюдение за

развитием и поведением детей, как в условиях группы, так индивидуальной деятельности.

На пятом этапе проводится контрольное бследование психолого-

соматического развития детей. На основании анализа полученных данных

командой специалистов составляются бщие выводы и индивидуальные

рекомендации для родителей и педагогов по развитию и воспитанию детей,

по взаимодействию специалистов ДОО и родителей в целях повышения

уровня адаптогеннсти детского организма.

Описанная модель сопровождения может быть применима в условиях

бразовательной организации, в штате которого имеются следующие

специалисты: дефектолог, логопед, психолог и врач-педиатр. Так, в отношении детей с пограничным уровнем психического и интеллектуального развития на первое место выходят методы коррекционн- развивающего

бучения, позволяющие восстановить дефекты познавательной сферы. При психосоциальной дезадаптации, прблемах в психоэмоциональной и

поведенческой сферах важное место отводиться адекватно выбранным

психосоциальным технологиям психотерапевтическим техникам, помогающим в решении индивидуально- психологических личностных прблем.

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать – дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое

сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинё в: ВИРТ; СПб. : ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

2. Гончарова Е. Л. К вопросу о субъекте психолого-педагогического

сопровождения в формирующейся практике комплексной помощи детям

раннего возраста // Дефектология. – 2009. – № 7. – С. 45–50.

3. Григорова Ю. А., Щукина Е. Ф. Социальное сопровождение семьи,

воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушениями развития //

Системная интеграция в здравоохранении. – 2010. – № 1. – С. 73–82.

4. Разенкова Ю. А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям проблемными детьми младенческого и раннего возрастов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 2. – С. 35–44.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска

раннего возраста / Под общ. ред. Бобрышова С. В., Прилепко Ю. В.,

Ставрополь, ГБОУ ВПО СГПИ, 2014. – 205 с.

Публикации по теме:

Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Нетрадиционные формы работы с семьями «группы риска» Исхакова Валентина Александровна, Воронцова Ольга Игоревна. Не секрет, что в любом детском коллективе встречаются дети из «Неблагополучных.

Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в условиях риска для жизни Выступление на педсовете Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в условиях риска для жизни С первых лет жизни любознательность.

План работы с обучающимися «Группы риска» План работы с обучающимися «Группы риска» на 2018-2019 учебный год Цель:создание правовых, социально-организованных условий для самореализации.

Протокол родительского собрания на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего дошкольного возраста в процессе его адаптации к дошкольному учреждению Введение Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения - это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в.

Конспект родительского собрания «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ» Протокол родительского собрания МБОУ «СОШ» № 11 Групповое родительское собрание в младших групп № 1,2. От 18 марта 2019 г. Присутствовали:.

Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска КОМПЛЕКС ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО МАССАЖА Массаж подушечек пальцев рук Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми «группы риска» Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения.

Конспект занятия с детьми группы риска Занятие Материалы для занятия: магнитофон, аудиокассета с медитативной музы-кой, бумага, ручка, бланк «Цветовые ощущения» для ведущего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска
Опубликовано: 9 октября 2019 в 23:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сопровождение детей раннего возраста. Группы риска» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Андросова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД