МААМ-картинки

Творческий отчёт по самообразованию воспитателя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Лариса Климова
Творческий отчёт по самообразованию воспитателя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Творческий отчёт по самообразованию воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко

Климовой Л. С. за 2022-23 учебный год.

1 Название темы самообразования «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Публикация «Творческий отчёт по самообразованию воспитателя „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах

2 Актуальность темы Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему

Актуальность проблемы адаптации обусловлена :

• понижением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения;

• организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении, изменением в жизни ребенка социальных условий;

• своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;

индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.

3 Соответствие ФГОС ДО (из ФГОС по теме взять формулировки) Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье, превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи - и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость контакта со сверстниками и воспитателем, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

4 Изучаем теорию (назвать, кто занимался этой темой; какую литературу изучили, какой год работаете теме) Проанализировав работы Н. Д. Ватутиной, И. А. Лыковой, Р. В. Тонковой-Ямпольской, можно выделить три вида адаптации :

Легкая адаптация – отрицательные эмоциональные реакции носят временный характер. В течении первого месяца (до 15 дней) его состояние нормализуется и появляется потребность в активности, самостоятельности, общении со взрослым.

Адаптация средней тяжести – отрицательные эмоциональные проявления нормализуются медленно, и при этом ребёнок может на короткое время потерять в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней. Потребность в активности и проявлении самостоятельности формируется в течении 20 дней.

Тяжелая адаптация – признаки эмоционального неблагополучия характеризуются длительным течение (от 20 дней до нескольких месяцев). Ребёнок может проявлять стойкие нарушения поведения, истерики, может потерять уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить, как и физическое, так и психическое истощение организма.

5 Инновационная составляющая педагогического опыта Опираясь на положения ФГОС ДО можно выделить три группы необходимых условий для полной адаптации :

Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития.

Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога. Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.

Третья группа - организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и вне семейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

6 Цель Обеспечение поддержки и условий комфортной адаптации ребёнка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуации успеха для каждого ребенка.

7 Задачи (взять из образовательной программы детского сада) • Создание ребенку физического и психологического комфорта для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

• Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.

• Создание условий для взаимодействия с родителями.

• Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

8 Обязательно сказать фразу о ситуации успеха ребёнка и его поддержки

9 Суть (Описание проекта, методики, (приемов, формы и пр.) Работа с детьми:

- создание методического обеспечения;

- создание развивающей стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

- игровая деятельность (адаптационные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, речевые, пальчиковые игры);

- физическая активность (различные виды движений, подвижные, хороводные игры);

- конструктивная деятельность;

- изо-деятельность (рисование, лепка);

- художественно-эстетическая деятельность (музыкальные игры, слушание музыки);

- реализация проектов: «Волшебные кубики»; «Мой весёлый, звонкий мяч!»

- Новогодний праздник «К деткам ёлочка пришла».

- наблюдение;

-заполнение листов адаптации на каждого ребёнка;

- определение уровня адаптации детей (диагностика).

Работа с родителями:

- знакомство с семьями воспитанников;

- ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- размещение информации в родительском уголке (памяток, рекомендаций, консультаций, информационных листков, папок-передвижек в контексте данной темы);

- беседы с родителями;

- общение в чате;

- демонстрация успехов детей в виде выставок детский работ;

- фотоотчёты.

10 Этапы работы • предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

• постепенное заполнение группы;

• гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом их индивидуальных особенностей;

• информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка;

• наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

• заполнение листов адаптации на каждого ребёнка;

• диагностика протекание адаптации.

11 Результат Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема самообразования была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности, отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей. Адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, дети стали больше взаимодействовать с друг с другом и со взрослыми. Показателями успешной адаптации выступают : уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.

Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.

12 Описать работу с родителями (Родители активные участники) Самой главной задачей было – установление доверительного контакта с родителями, непосредственными участниками педагогического процесса. Пользовалась следующими приё мами и формами:

Беседы- целью выступало знакомство родителей, с условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием, с режимом работы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни, родители узнали, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Родители получали информацию о том, что адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы и для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинского работника. Проводилась экскурсия по детскому саду, в процессе её родители получили ответы на все интересующие их вопросы. Родителям рекомендовано формировать у детей положительное отношение к детскому саду, рассказано о задачах адаптационного периода. Старшая медицинская сестра дала пояснения по проведению профилактических мероприятий с детьми, рассказала о рационе питания, щадящем режиме в домашних условиях и почему дети могут заболеть в период адаптации.

Размещалась информацию в родительском уголке:

Памятки: «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; «Адаптация? Что это?»; «Первые дни в детском саду».

Рекомендации: «Адаптация ребёнка в детском саду. Преодолеем вместе»; «Чему нужно учить ребёнка дома»; «Игрушка и её значение в игровом процессе ребёнка».

Консультации: «Вырастим здорового ребёнка»; «Соблюдение режима дня в домашних условиях»; «Активизация словаря детей раннего возраста».

Информационные листы: «Основные принципы гиперактивности»; «Советы родителям гиперактивного ребёнка».

Папки-передвижки: «Я – детсадовец!»; «Кризис 3-х лет»; «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста».

-фотогалерея "Вот такие мы большие» (демонстрация в чате);

-фотоальбомы «Моя Мама и Я», «Мой любимый детский сад».

- совместный субботник по облагораживанию участка группы.

13 Работа с педагогами (Где распространяли опыт или планируете) Распространяю опыт работы на заключительном педагогическом совете 2022-23 учебного года.

14 Инструментарий результатов (диагностика, если есть) Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей. В нашей группе была создана благоприятная среда, благодаря которой дети и родители смогли пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада. Показателем окончания периода адаптации ребё нка к ДОУ являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое положительное эмоциональное состояние, активное поведение. Анализ листов адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения за 2022-23 г. - лёгкая кая степень – 78 %; средняя степень – 22 %; тяжёлой - нет

15 Перспективы для детей и родителей В работе по данной теме я столкнулась с противоречием между формами обучения и индивидуальным темпом речевого развития детей. Ставлю перед собой задачу, в новом учебном году разработать, систематизировать и использовать в педагогическом процессе многообразие словесных игр для формирования речевой активности детей младшего дошкольного возраста.

16 Вывод (результативность)

На основании изложенного материала, можно сделать вывод, что детский сад должен быть «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. На первый план, по моему мнению, должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание – эти две стороны процесса должны быть постоянно в интегративном взаимодействии. И, действительно, как показывает опыт моей работы, постепенное вхождение ребёнка и родителей в детский сад и комфортная их адаптация к детскому саду формирует у них чувство защищённости, уверенности и внутренней свободы.

17 Благодарю за внимание

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчёт по самообразованию воспитателя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Опубликовано: 11 июня 2023 в 13:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий отчёт по самообразованию воспитателя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Климова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД