МААМ-картинки

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы

Лидия Кудрявцева
Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы

«Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы»

Методическая разработка

по профилактике асоциального поведения подростков

Пояснительная записка

Жизнь – царство красоты. В этом нас убеждают философы и поэты, художники и музыканты, писатели и актеры. Но почему тогда в этой жизни человек так много страдает и мучается? Почему растет количество разочаровавшихся в жизни, а вместе с этим – и количество заболевших депрессией и пытающихся свести счеты с личной жизнью?

Публикация «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» размещена в разделах

Когда человек теряет способность любить жизнь и радоваться ей, врачи ставят диагноз – невроз, который может принимать тысячи обличий. Обычно начинаясь с пониженного фона настроения, он потом начинает оказывать разрушительное действие на весь организм.

Одной из отличительных черт невротика, как отмечается многими психологами и психотерапевтами, является его не насыщаемая потребность в любви и одобрении. Как в детстве ребенок хорошим поведением стремится «заработать» любовь своих родителей, так во взрослом состоянии многие невротики без устали ищут разного рода награды и поощрения. Из чувства неуверенности в себе у невротика развивается непреодолимое желание властвовать над другими, ибо власть дает ему определенное чувство безопасности.

Говоря о причинах возникновения невротических отклонений в здоровье людей, нельзя не сказать о том, что одной из существенных причин, влияющих на развитие подобного рода отклонений, является то общественное устройство, в котором живет данный конкретный человек. Так или иначе, замечает человек или нет, он является отражением действительности, которая его окружает. Дети, по своей природе, более восприимчивы, легко впитывают в себя как хорошее, так и плохое, и не всегда могут отличить одно от другого. Подмена нравственных ценностей часто толкает несовершеннолетних на противоправные действия.

Преступность несовершеннолетних занимает значительное место в общей структуре правонарушений, уровень которой растет каждый день. В настоящее время растет число детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. В связи с этим - неуспевающих в учебе. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!» - эти слова принадлежат Сократу (V век до н. э.) и ярко продуцируются на наше время.

Все это заставляет задуматься о том, как организовать досуг юных членов социума. От того, чем занимается подросток в свободное время, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

С такими подростками ведется работа общеобразовательными, культурно - досуговыми учреждениями, а также реабилитационными центрами. Однако эта работа ведется не в полной мере и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков.

Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудным является кризис подросткового возраста. В этот период от детства к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике ребенка, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими.

В настоящее время особенно возрастает необходимость усиления роли искусства в воспитании подрастающего поколения. Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний. Разработка приемов борьбы с этими негативными явлениями, как среди детей, так и взрослых - важная задача, как практических психологов, так и учителей общеобразовательной школы.

Обычно, когда говорят об арт-терапии (музыкальной психотерапии, имеют ввиду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки, на фоне которой психотерапевт произносит различные формулы психотерапевтического внушения. Однако нам представляется, что в данном случае можно говорить лишь о внушении, совершаемом под музыкальное сопровождение. На самом деле возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию, как ребенка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире.

Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации, помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.

Центральной фигурой в арт-терапии является именно личность, стремящаяся к саморазвитию, расширению своих возможностей, актуализирующая в процессе музыкального (изобразительного и т. д.) творчества дополнительные ресурсы своего организма, выражающая в своих творениях своё внутреннее «Я». И для того, чтобы включиться в этот процесс не требуется предыдущего опыта в пении, слушании музыки.

Приемы и способы музыкальной психотерапии широки и разнообразны и могут включать в себя:

• двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга, развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы;

• различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыкам брюшного (диафрагменного) и межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний.

• пение вокализов, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;

• разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру как черты личности;

• пение песен соответствующего содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера;

• просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии.

• оздоровительную медитацию, смысл которой заключается в достижении глубокого покоя, в котором включаются механизмы саморегуляции. На фоне измененного состояния сознания (ИСС) оказывается достижимым изменение негативных форм поведения в лучшую сторону, что проявляется в устранении вредных привычек, повышением самооценки и уверенности в своих силах.

Сюда же входит формирование собственного идеального образа на основе накопленных эстетических переживаний, наполнение сознания позитивными переживаниями - спокойствием, улыбкой, любовью, радостью, высокой самооценкой.

В профилактической работе на занятиях по арт-терапии (психологической коррекции) средствами музыки попутно ведется работа по освоению участниками занятий навыков здорового образа жизни, включающих в себя широкий спектр вопросов - от методов очищения организма и рациональной диетотерапии до творческой самореализации в любимом деле.

Современная арт-терапия не может не учитывать те открытия и методы работы с клиентами, которые делаются или уже сделаны в рамках других психотерапевтических подходов. Творческое использование методов других психотерапевтических подходов способно обогатить МП новыми идеями.

Арт-терапия (музыкальная психотерапия) как мощный инструмент психо-эмоционального воздействия даёт психологу и психотерапевту огромные дополнительные возможности для преодоления различных невротических нарушений и обеспечения личностного роста клиентов. Выполнять роль музыкального терапевта лучше всего музыканту, владеющему каким-либо музыкальным инструментом (фортепиано или гитарой) и получившему дополнительное психологическое или медицинское образование по специальности «Психотерапия».

Принципы музыкальной терапии несколько отличаются от современных методов музыкального воспитания.

В традиционном музыкальном воспитании в общеобразовательной школе главное - освоение предметного содержания, связанного с музыкальной деятельностью. Сюда входит освоение навыков восприятия музыки и пения.

В музыкальной терапии акцент делается на изучении внутреннего мира слушателя, и изменении этого мира при помощи музыки.

Пытаясь благотворно повлиять на своих воспитанников средствами искусства, большинство учителей музыки в общеобразовательных школах и музыкантов-педагогов не знают и не учитывают те достижения практической психологии и психотерапии, без которых их деятельность в этом направлении оказывается мало эффективной. Знание этих достижений может быть полезным для большей эффективности процесса музыкального воспитания.

Цель программы:

• выявить роль арт-терапии в оказании практической помощи детям с различными психическими состояниями, приводящими к дезадаптации.

Задачи:

• Выявить воздействие музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения;

• Рассмотреть особенности влияния музыкального искусства и хорового пения на детей с отклоняющимся поведением;

• Помочь учащимся «найти себя», справиться со своими переживаниями.

Учащиеся должны знать:

музыку разного эмоционального содержания;

• различные виды дыхательных упражнений;

• формулы музыкального самовнушения;

• оздоровительную медитацию для достижения глубокого покоя.

Учащиеся должны уметь:

• использовать различные виды дыхательных упражнений;

• петь вокализы, направленные на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире;

• понимать роль музыки в жизни человека;

• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение о средствах и формах ее воплощения;

• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

владеть навыками музицирования: исполнение песен разных жанров, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений, формировать свой песенный репертуар;

• давать личностную оценку музыке, звучащей на занятиях, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

• совершенствовать умения и навыки самообразования.

Таким образом, роль музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения очень велика. Оно способно непосредственно влиять на душу молодого человека, делая ее чище, лучше.

Тематический план

1. Вводное занятие. Аутотренинг. Упражнение на дыхание. Психологическая релаксация

2. Я – концепция. Упражнение на развитие самопознания «Зеркало»

3. Я и мои друзья. Упражнение «Очищение от страданий»

4. Планета чувств. Упражнение на преодоление чувства стыда и застенчивости «Стремление к совершенству»

5. Тревожность и способы её преодоления Упражнение «Очищение от страданий»

6. Конфликты и человек Упражнение на преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль».

7. Учимся решать конфликты вместе Обучение техникам расслабления и самоконтроля.

8. Человек и эмоциональный мир Упражнение «Гнев и радость»

9. Неуверенный – агрессивный – уверенный Упражнение на расслабление «Великий покой». Медитация и визуализация «Судно, на котором я плыву».

10. Межличностная привлекательность Упражнение «Самосознание». Мандалы (арт-терапия : музыка + рисование)

11. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель Упражнение на активизацию жизненных сил «Энергия». Коллаж «Мы в Будущем».

12. Увидеть в другом другого Упражнение на формирование оптимистического мироощущения «Радость жизни»

13. Позитивное отношение к миру Упражнение на формирование позитивного отношения к миру «Радость любви»

14. Наша планета успешного общения Заключительное занятие

Краткое описание проводимых занятий

1. Вводное занятие. Аутотренинг.

Цели – выработка совместных эффективных правил общения в классе; формирование установки на эффективное взаимодействие в процессе занятий и в учебное время.

Дыхательная гимнастика.

Психологическая релаксация.

2. Я – концепция.

Цель – содействовать расширению самосознания подростков.

Упражнение на развитие самопознания «Зеркало»

Музыкальный материал :

А. П. Бородин. Ноктюрн №2 из струнного квартета.

Ф. Шопен. Этюд ми мажор.

Л. Бетховен. Концерт №3 для ф-но с орк., II часть

Формула психологической устойчивости «Не жди подарка от судьбы»

3. Я и мои друзья.

Цели – помочь подросткам осознать качества настоящего друга, проанализировать собственные качества, помогающие дружить; формировать представление о необходимости поддерживать дружеские отношения, прилагать усилия для их развития.

Упражнение «Очищение от страданий»

Музыкальный материал :

П. И. Чайковский. Симфония №1, II часть

П. И. Чайковский. Симфония №6

Формулы переживания несчастья «Отреагирование печали»

4. Планета чувств.

Цели – ознакомление с разными видами эмоций; обучение пониманию относительности в оценке чувств; обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей; ознакомление со способами овладения своими эмоциями.

Упражнение на преодоление чувства стыда и застенчивости «Стремление к совершенству»

Музыкальный материал :

И. Брамс. Четвертая симфония, I часть.

И. С. Бах. Бранденбургский концерт, медленная часть.

Ф. Лист. Прелюды, финал

Формулы психологической устойчивости «Жизнь – царство красоты»

5. Тревожность и способы её преодоления.

Цели – развитие способности самодиагностики тревожности; выделение наиболее распространенных ситуаций, которые порождают тревожность; обсуждение возможных стратегий реагирования на тревожную ситуацию.

Упражнение «Очищение от страданий»

Музыкальный материал :

П. И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край»

П. И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки; IV ч., финал, III часть – марш.

Формулы психологической устойчивости «Я все преодолею»

6. Конфликты и человек.

Цели – исследование разных стилей общения; осознание понятий уверенности, неуверенности; осмысление и подведение к сознательному выбору уверенного стиля собственного поведения как профилактики конфликтов.

Упражнение на преодоление злобной раздражительности «Самоконтроль»

Музыка :

Д. Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»

Д. Д. Шостакович. Восьмая симфония, III ч.

Формулы психологической устойчивости «Обдумал все и действуй»

7. Учимся решать конфликты вместе.

Цель – осмысление и подведение к сознательному выбору уверенного стиля собственного поведения как профилактике конфликтов.

Музыка :

Д. Д. Шостакович. Романс из фильма «Овод»

Д. Д. Шостакович. Восьмая симфония.

Формулы психологической устойчивости «Я все преодолею»

8. Человек и эмоциональный мир.

Цель – способствовать осознанию подростками своей эмоциональной сферы.

Упражнение «Гнев и радость»

Музыкальный материал :

П. И. Чайковский. Первая симфония, II часть «Угрюмый край»

П. И. Чайковский. Шестая симфония, I часть, фрагмент разработки; IV ч., финал, III часть – марш.

Формулы психологической устойчивости «Успокоение в гневе»

9. Неуверенный – агрессивный – уверенный.

Цели – создание условий для личного переживания подростками психологических состояний неуверенности, агрессивности, уверенности; взаимодействие в разных стилях общения; осознание понятий уверенности и неуверенности.

Упражнение на расслабление «Великий покой»

Музыка :

Жан Мишель Жарр. Фрагменты с пластинки «Кислород-Водород»

Э. Артемьев. Фрагмент с пластинки «Метаморфозы».

10. Межличностная привлекательность.

Цель – способствовать рефлексии процесса общения со сверстниками.

Упражнение «Самосознание»

Музыка :

И. С. Бах. Хоральные прелюдии.

П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Д. Бортнянский, П. Чесноков, Архангельский. Духовные произведения.

Формулы психологической устойчивости «Твердо по жизни я иду»

11. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель.

Цели – ознакомление подростков с основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями; предоставление подроскам возможности отрефлексировать собственное поведение.

Упражнение на активизацию жизненных сил «Энергия»

Музыка :

М. Равель – Павана, Болеро.

К. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

12. Увидеть в другом другого.

Цель – научить подростков в любой жизненной ситуации оставаться самим собой; научить подростков ценить окружающих.

Упражнение на формирование оптимистического мироощущения «Радость жизни».

Музыка :

В. А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»

Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал

И. Штраус, И. Кальман, Ф. Легар. Танцевальная музыка из оперетт.

Формулы любви, благодарения и добрых дел «Благодарю судьбу»

13. Позитивное отношение к миру.

Цель – способствовать осознанию подростков ценности жизни, пониманию других людей; содействовать оптимизации общения подростков с окружающими.

Упражнение на формирование позитивного отношения «Радость любви»

Музыка :

Ф. Шопен. Ноктюрн

Ф. Шопен. Концерты для ф-п. с орк. (средние части)

Формулы любви, благодарения и добрых дел. В. Судаков. «Приходите, споем»

14. Наша планета успешного общения.

Цели – научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности окружающих; тренировать умение в оказании поддержки друг другу.

Упражнение «Я и ты, и все, кто рядом».

Музыка :

В. А. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»

Ж. Бизе. Юношеская симфония, финал

И. Штраус, И. Кальман, Ф. Легар. Танцевальная музыка из оперетт.

Формулы любви, благодарения и добрых дел. В. Петрушин., Р. Киплинг. «Заповедь»

Заключение

Каждый человек стремится к самоуважению. У каждого есть определенное представление о себе как о человеке. У подростка это представление о себе («Я» - образ) только складывается. И если оценка как личности занижена, то он, скорее, может быть подвержен влиянию извне. Его легче уговорить сделать то, что он в глубине души делать не хочет: выпить за компанию, попробовать наркотик, совершить тот или иной асоциальный поступок.

В подростковом возрасте особенно важна помощь со стороны взрослых. Прежде всего, молодому человеку, вступающему в жизнь, нужна поддержка родителей. Однако в большинстве случаев, если амбиции родителей в отношении детей остаются неудовлетворенными, они предоставляют подросткам полную свободу, не вникая в его проблемы, ограничиваясь оскорблениями. Молодой человек постепенно и неосознанно принимает эти определения, включая их в число качеств собственной личности. Эти определения станут блоком, перекрывающим духовное развитие подростка, развитие отношений с окружающими и отношения к себе, формируют различные формы отклоняющего поведения.

Попытки воздействовать на «отклоняющее» поведение подростка лишь словесными методами зачастую малоэффективны и бесполезны. Их нужно увлечь собственным примером, занять какой-либо деятельностью, где они могли бы проявить свой потенциал, что способствовало бы пробуждению их интереса к жизни, положительным переживаниям, обретением жизненных перспектив. И если она станет им действительно интересна, то заставит их мобилизовать резервы личности: найти время для учебы, и для дела по душе. Это может быть спортивная, трудовая, прикладная, музыкальная деятельность.

Актуальность проекта определяется значимостью музыки в жизни подрастающего поколения, ее психотерапевтическими возможностями, изучаемыми в трудах таких ученых как Б. В. Асафьев, В. М. Бехтерев, А. С. Брусиловский, В. А. Гиляровский, С. С. Корсаков, И. И. Мамойчук, В. И. Петрушин, Г. Д. Семенова. Исследования названных и других авторов выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно – сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Можно сделать выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество.

Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний.

Музыкальная психотерапия (музыкотерапия) является замечательным методом самостоятельной психологической коррекции своего состояния после стрессов: раздражительности, тревожности, чувства неблагополучия, разочарования, излишнего беспокойства и др., и помогаем подрастающему поколению найти себя на перепутье дорог.

Список литературы

1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. /В. А. Аверин. – СПб., 1998;

2. Азаров Ю. П. «Искусство воспитывать» : Книга для учителя. /Ю. П. азаров. – М. : Просвещение, 1985;

3. Античная музыкальная эстетика. – М., 1960;

4. Бехтерев В. М. Проблема развития и воспитания человека. /В. М. Бехтерев. – СПб. : Алетея, 1999;

5. Выготский Л. С. Психология искусства. /Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО, 1986;

6. Григорьева М. Ю. «Я и другие Я» : психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. /М. Ю. Григорьев. – М. : Школьная Пресса, 2011;

7. Гродзенская Н. Л. Воспитательная работа на уроках пения. /Н. Л. Гродзенская. – М. :Просвещение, 1969;

8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М., 1989;

9. Из истории музыкального воспитания. /Составитель О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990;

10. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя. /Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1984;

11. Кабалевский Д. Б. Главное – любить музыку. /Советская музыка, №6, 1965;

12. Кабалевский Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание. / Д. Б. Кабалевский. – М. : Знание, 1984;

13. Кон И. С. Психология ранней юности. /И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989;

14. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера подростков. /А. Е. Личко. – Л. : Медицина, 1983;

15. Петрушин В. И. Музыкальная психология. /В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1997;

16. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. /В. И. Петрушин. – М. : Композитор, 1997;

17. Петрушин С. В. Секреты открытого общения. /С. В. Петрушин. – Казань, 2012;

18. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. /А. Н. Сохор. – М. : Советский композитор, 1975;

19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей : избранные труды. Т. 1./Б. М. теплов. – М. : Педагогика, 1985;

20. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)./О. В. Хухлаева. – М. : «Генезис», 2010;

21. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология. /Сб. : Спутник учителя музыки. – М. ,1993.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психологаАрт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Арт-терапия как лекарство Арт-терапия как лекарство Нелюбовь к себе легко получить в наследство от таких же не любящих себя родителей, или напротив, от родителей-нарциссов,.

Арт-терапия. Разминки Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист легким движением руки и степлера превращается.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Арт-терапия в коррекции РАС Основные преимущества арт-терапии при аутизме заключается в коррекции поведенческих реакций. У детей с РАС обычно возникают проблемы с самовыражением.

Из опыта работы. Арт-терапия Из опыта работы по теме. 2016-2017 года. Внутренний мир ребенка с особыми образовательными потребностями сложен и многообразен. Как помочь.

Коррекционная программа «Арт-терапия для подростков» Пояснительная записка Согласно данным многочисленных исследований современное общество наиболее подвержено психотравмам. Полученный в детстве.

Песочная арт-терапия Песочная арт-терапия в детском саду Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС» Содержание Введение ….3 Глава 1. Сущность эстетического воспитания ….5 1.1 Понятие эстетического воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 19:43
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД