«Без хозяйки изба плачет, без хозяина — двор». Конспект занятия по развитию речи и краеведению в средней группе

Юлия Труханова
«Без хозяйки изба плачет, без хозяина — двор». Конспект занятия по развитию речи и краеведению в средней группе

Цель: продолжать знакомить детей с русской избой, прялкой, крестьянским двором. Активизировать слова: амбар, короб, скамья; заучивание пословиц.

Предметно – развивающая среда: прялка, столовая деревянная посуда, иллюстрация «Крестьянский двор», магнитофон.

Ход занятия.

Выходит Хозяйка и Домовёнок, встречает гостей. Хозяйка загадывает загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике лучка, в лучке – жарко».

«Без хозяйки изба плачет, без хозяина — двор». Конспект занятия по развитию речи и краеведению в средней группе

Ответы детей: Изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар.

Хозяйка показывает иллюстрационную картинку, устройства русской печи.

«С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина, - продолжает свой рассказ Хозяюшка, - Складывали ее из кирпича и обмазывали глиной. А клал печь – печник. Он пользовался почетом и уважением. Как вы понимаете слово «варко»?

(версии детей)

Долгими зимними вечерами резали крестьяне ложки, плели корзины. Женщины ткали, вышивали и, конечно же пели народные песни.

(слушание записи русской народной песни)

Ой, ниточка тоненькая, мотовилище зелененькое.

Ой, дуваль, дуваль, да, дуваль, да. Ой, дуваль, дуваль, да, дуваль, да.

В понедельник я не прядывала, а во вторник не загадывала.

А в среду день пустой, а в четверг день страстной.

А в пятницу жарко баню попила, а в субботу в жарку баню ходила.

А в воскресенье на вечорочке была, Ой, дуваль, дуваль, да, дуваль, да

Домовенок выносит детям вышитое полотенце. Хозяйка обращает внимание детей, как расшито полотенце, уточняя: кружочки, ромбики, дорожки. Показывает детям прялку, ее устройство, и как на ней можно прясть.

Крестьянки пряли нить и приговаривали:

Золотая моя прялица, я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется, мне работа эта нравится.

Домовёнок показывает клубочки ниток и изделия из них.

Хозяйка: У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. (Показывает короб и объясняет смысл этого короба). Ребята, помните как баба из сказки «Колобок» мела муку, по сусекам скребя. ?

Сусек это сделанный из толстых досок короб. Внутри разделен на отсеки (сусеки). Вот оттуда баба и скребла (собирала) муку.

(дети рассматривают короб).

Хозяйка: И, конечно же, неотъемлемая принадлежность крестьянина – это двор. К нему относятся: амбар, хлев, курятник. (Показывает картинку крестьянского двора) «Двор вести, не бородой трясти» - говорили мужики.

(Дети заучивают эту пословицу).

Проводится дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Цель: сравнить и сгруппировать предметы.

(детям раздаются карточки, дети группируют их по признаку: мебель, посуда.)

Хозяйка: - стоит бычище, проклепает бочище» (изба)

Домовенок: 2 братца вертятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок)

Хозяйка: Летом спит, а зимой ест. (печь)

Домовенок: утка в море, хвост на воле. (ковш)

Хозяйка хвалит детей,

Проводится игра «Мельница»

(Все дети становятся в круг. Домовенок стоит в центре круга. Каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя и поет:

Мели, мели мельница, жерновки вертятся!

Мели, мели, засыпай и мешочек набивай!

На последнем слове все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто пошевелится или упадет – выходит из игры.

В конце занятия хозяйка угощает детей пирожками, приговаривает:

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Публикации по теме:

«Детство с Пушкиным». «Сказочная улица». Конспект занятия по изодеятельности по «Сказке о рыбаке и рыбке». Примерный конспект занятия «Сказочная улица». Занятие проводится как итоговое. Программное содержание: закрепить знания детей - о русской.

Совершенствование предметно-развивающей среды. Из опыта работыСовершенствование предметно-развивающей среды. Из опыта работы Большое внимание в своей работе я уделяю совершенствованию предметно-развивающей среды в целях обеспечения психологического комфорта и развития.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
«Без хозяйки изба плачет, без хозяина — двор». Конспект занятия по развитию речи и краеведению в средней группе
Опубликовано: 8 апреля 2013 в 21:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...