Получи документы

«Body percussion» как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Мария Ильина
«Body percussion» как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир

высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче.

Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.

Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Д. Д. Шостакович

Публикация «„Body percussion“ как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности.

Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.

В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела, техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».

Цель: познакомить педагогов с новой технологией «Body percussion», как средство развития чувства ритма детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать определение и раскрыть содержание понятий «ритм», «чувство ритма», «body percussion» на основе анализа теоретических источников;

2. Изучить элементы телесной перкуссии и возможностями их применения;

3. Рассмотреть особенности технологии, направленной на развитие чувства ритма в дошкольном возрасте.

Что такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Какова же природа ритма?

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест. А мы рассмотрим более глубокое направление, которое называется - Body Percussion.

Body Percussion ([ b d p k n]) (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом, как «музыкальным инструментом» с элементами танца.

Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.

Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления [1].

Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Дает возможность осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром [2].

Традиционно выделяют четыре основных ударных звука тела (в порядке от самой низкой высоты тона к самой высокой):

1. Топанье: удары левой, правой или обеими ногами по полу или другой резонансной поверхности (Stomp)

2. Похлопывание: Похлопывание руками по левому, правому или обоим бедрам или щекам (Patsch)

3. Хлопанье в ладоши (Clap)

4. Щелчки большим и средним пальцами (Click)

Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко - двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе Орфа, получившие общее название «звучащих жестов» [3].

Однако существует множество других возможностей, включая: удары в грудь, свист, пощечины или щелчки по щекам открытым ртом, щелканье языком по небу, хрюканье и удары по ягодицам [4].

В каком возрасте применение Body Percussion является наиболее благоприятным?

Музыка тела, при помощи «звучащих жестов» доступна для всех детей с раннего возраста. Если говорить о более благоприятном применении Body Percussion в ритмическом развитии детей дошкольного возраста, то это будет старший дошкольный возраста (от 6-ти лет).

Так, например, при определении наиболее благоприятного возраста следует указать на существование различных научных подходов в данном направлении.

По мнению Эмиля Жак-Далькроза наиболее благоприятным периодом для развития чувства ритма является возраст 6-10 лет.

Галина Александрова Ильина определяет временные рамки этого периода от 3-х до 5 лет, объясняя это тем, что к 2,5-3 годам ребенок уже располагает простейшими ритмическими преставлениями о равномерных отрезках времени. Примеры Body Percussion в раннем возрасте - «ладушки», «танец маленьких утят, считалки, потешки. [5]

Как мы можем применить Body Percussion в работе с детьми?

На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные элементы как ритм, темп, а движения собственного тела помогают им в этом.

Самыми простыми и доступными элементами движений является хлопки и притопы. С их помощью дети могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритме мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами.

Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Упражнения телесной перкуссии.

Основной формой взаимодействия «педагог-дети» в данном виде деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов.

Приветствие:

“Здесь сегодня все друзья!”

Здесь сегодня все друзья (хлопки в ладоши) – раз, два, три,

Он, она и ты, и я (хлопки в ладоши) – раз, два, три.

Повернись к тому, кто слева (хлопки по плечу ребенку, который слева,

Повернись к тому, кто справа (хлопки по плечу ребенку, который справа) – мы теперь друзья!

Улыбнись тому, кто слева, улыбнись тому, кто справа – мы теперь друзья!

Обними того, кто слева, обними того, кто справа – мы теперь друзья!

Руку дай тому, кто слева, руку дай тому, кто справа – мы теперь друзья!

«Здравствуйте»

Здравствуйте ладошки (показывают ладошки) – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Здравствуйте ножки (выставление пятки вперед поочередно) – топ, топ, топ! (топают ногами)

Здравствуйте щечки (гладят щечки) – плюх-плюх-плюх! (слегка похлопывают по щечкам, открыв рот)

Пухленькие щёчки (гладят щечки) - плюх-плюх-плюх! (слегка похлопывают по щечкам, открыв рот)

Здравствуйте губки (губки «бантиком») – чмок, чмок, чмок! (чмокают губами)

Здравствуйте зубки (широкая улыбка) – щёлк, щёлк, щёлк! (щёлкают зубами)

Здравствуй мой носик (пальцем гладят нос) – бип, бип,бип! (нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте гости! (ребята) (машут руками «привет»)

Здравствуйте!

Чтобы детям было легче запоминать последовательность выполнения движений, можно применять ритмические рисунки. В интернете множество вариаций ритмических карточек, как образец добавлю одну для образца.

Заключение

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях.

Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т. е. у него будет страдать «музыкальная культура».

Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры дошкольников в процессе реализации их возможностей заключающихся:

- в развитии памяти, мышления, активности, наблюдательности, целеустремленности, логике, интуиции;

- в сознании условий для переживания личностного благополучия;

в развитии детей в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения.

Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше.

Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Список используемой литературы:

1. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла

Орфа [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л., 1975 – 160 с.

2. Гарифуллина, Р. Н. Музыкальное направление - боди перкуссия

[Электронный

ресурс] / Р. Н. Гарифуллина. -Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie-bodi-pierkussiia.html

3. Locklear Scott. Вody percussion [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.crosspulse.com

4. Локлир, Скотт (май 2006 г.). «Перкуссия тела» (PDF). Барабан!: 69–72. Архивировано из оригинального (PDF) на 2008-07-04. Проверено 2008-02-13 .

5. https://urok.1sept.ru/articles/691881

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Дидактическая игра-пособие по развитию чувства ритма «Украсим елочку» для детей 5–6 летДидактическая игра-пособие по развитию чувства ритма «Украсим елочку» для детей 5–6 лет Занятия ритмической деятельностью с детьми дошкольного возраста влияют не только на музыкальность ребенка. Установлено, что сниженное развитие.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Body percussion» как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2024 в 11:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД