МААМ-картинки

«Богатыри — Защитники земли русской» — конспект занятия для детей старшей группы

Оксана Верещагина Трофименко
«Богатыри — Защитники земли русской» — конспект занятия для детей старшей группы

Цель:

• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

• Развитие патриотических и гражданских чувств.

Задачи:

по познавательно-речевому направлению:

«Познание»

- Познакомить детей с традицией защиты Отечества в нашей стране.

- Расширять кругозор детей, формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

Публикация «„Богатыри — Защитники земли русской“ — конспект занятия для детей старшей группы» размещена в разделах

- Познакомить детей с военными профессиями: капитан, лётчик, подводник, танкист.

«Коммуникация»

- Учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

- Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего.

- Развивать словарь детей :

обогащать за счёт текстов былин, пословиц.

продолжить знакомство с пословицами о войне

активизировать за счё т слов: Русь, богатыри, былины; доспехи богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).

«Чтение художественной литературы».

- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях, пословицам и поговоркам о защите Родины.

по социально-личностному направлению:

«Социализация»

- Дать почувствовать детям свою причастность к истории нашей Родины, нашего народа.

- Воспитывать в детях гордость за своих предков – защитников своей Родины, уважение к русским воинам, желание продолжать традиции по защите своего Отечества.

- Учить понимать необходимость и святую обязанность защищать Родину.

- Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, уметь выслушать точку зрения своего партнёра, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументов.

«Труд».

- Содействовать развитию творческих способностей в продуктивной деятельности на основе собственных желаний и предпочтений.

-

по художественно-эстетическому направлению:

«Музыка»

- Воспитывать у детей интерес к музыке, желание её слушать, эмоционально на неё откликаться

(Песня “Богатырская наша сила”, музыка А. Пахмутовой, стихи Н. Добронравова).

- Развивать у детей эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций.

- Продолжать учить детей правильно понимать содержание картины, выделять средства художественной выразительности.

по физическому направлению:

«Здоровье»

- Создать положительный эмоциональный настрой;

- Способствовать предупреждению детского утомления, становлению устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

«Физическая культура»

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

- Учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.

Предварительная работа:

• Чтение К. Д. Ушинский "Наше Отечество", русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч».

• Рассматривание иллюстраций о богатырях к произведениям А. С. Пушкина: “Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”.

• Материалы к занятию : иллюстрации с изображением самолёта, самострела, коня, меча, кольчуги, шлема богатырского, булавы, три макета коня.

Материалы для аппликации: модели щита, кольчуги, шлема, сапог, рукавиц, рисунка с изображением богатыря;

• Магнитофон, диск с записями: звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, песни “Наша Армия” в исполнении группы “Непоседы”.

Организация:

Дети заходят в группу с воспитателем.

На экране – 1 слайд “День Защитника Отечества”.

Ход занятия:

Воспитатель: У нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста.

Дети: (здороваются).

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья. Дети, скоро наша страна отметит День Защитника Отечества. Чем знаменателен этот день? Что значит “День Защитника Отечества”?

Дети: Это праздничный день в честь Защитников нашей Родины.

Воспитатель: А что означает слово "Отечество"?

Дети: Это наша Родина, Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы наши и деды.

Воспитатель: Кто такие "защитники Отечества"?

Дети: Это воины, которые защищают и охраняют нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Правильно, это воины, которые охраняют нашу страну, оберегают её от врагов, чтобы защитить нашу Россию, наш русский народ, богатства нашей страны. О чём можно сказать?

Русский” - храм, человек, мороз.

Русская” – душа, земля, песня, река.

Русские” – реки, поля, дороги, сказки.

Русское” – слово, поле, раздолье…

Воспитатель: предлагаю вам посмотреть на экран.

2 слайд. Видеосюжет “Моя Армия” (музыка Э. Ханок, слова И. Резник, в исполнении группы “Непоседы” – 1 минута).

Воспитатель: Для чего нашей армии нужны военно-морские силы?

Дети: Военно-морские силы нужны для того, чтобы защищать наши моря и океаны.

Воспитатель: Для чего нашей армии нужны военно-воздушные силы?

Дети: Они защищают нашу Родину в воздухе.

Воспитатель: Для чего нашей армии нужны сухопутные войска?

Дети: Сухопутные войска нужны для того, чтобы защищать нашу землю.

Воспитатель: Какая современная техника помогает Российской Армии?

Дети: Танки, самолёты, корабли, вертолёты, подводные лодки, ракетные установки.

Воспитатель: Кто управляет:

танком – танкист;

самолётом, вертолётом – лётчик;

подводной лодкой – подводник;

военным кораблём – капитан.

Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор. Давайте вспомним, кто в давние времена защищал нашу Родину? В давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

3 слайд: картина “Три богатыря”.

Воспитатель: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Кого мы здесь видим?

Дети: Мы видим трёх богатырей.

Воспитатель: Правильно. Так выглядели защитники земли русской. Каким должен быть богатырь, как вы думаете?

Дети: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т. д.

Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните, пожалуйста, как их зовут?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Воспитатель: Что делали богатыри?

Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца. Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?

Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим, что на них одето. Я показываю указкой, а вы называете.

Дети: Шлем, кольчуга,

Воспитатель: Что в руках у богатырей?

Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи Муромца – палица.

Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?

Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.

Воспитатель: Я приготовила для вас иллюстрации. Сейчас я вам их раздам. Посмотрите, пожалуйста, что на них изображено и зачем это богатырю. (Иллюстрации шлема богатырского, коня, щита, копья, меча, палицы, кольчуги, самострела).

Дети: Это шлем. Он нужен богатырю для того, чтобы защитить голову от ударов (и так далее).

Воспитатель: Вы всё правильно сказали. А сейчас я предлагаю вам изобразить трёх богатырей. Вставайте, пожалуйста, Егор, Ваня и Федя. Одевайте, пожалуйста, снаряжение и садитесь на “коней”.

Дети: (изображают).

Воспитатель: Настоящие богатыри! Но сейчас у нас мирное время. Разоружайтесь, пожалуйста, и присаживайтесь на стулья.

Дети: (Присаживаются).

Воспитатель: Из каких произведений вы узнали о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок, мультфильмов.

Воспитатель: Да, но раньше мультфильмов и сказок не было, и мы узнавали о богатырях из былин. Былины – это сказания о том, что было давным-давно. Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в путь. Вставайте около ваших стульев. В старинных былинах говорится о том, что перед тем, как отправиться в дальний путь, богатырю предстояло выбрать дорогу. Богатырь стоял на распутье у камня, на котором были написаны направления и препятствия в пути.

4 слайд. Изображение камня с надписью.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, у нас на пути тоже камень. На нё м написано:

Пойдёшь направо – деньги и слава.

Пойдёшь налево – друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо – ждёт опасность и богатырская слава.

Какую дорогу вы предлагаете выбрать?

Дети: предлагают свои варианты, выбирают общее решение.

Воспитатель: Смелость, дружба и умение договариваться – помогут нам преодолеть все препятствия на пути. С помощью препятствий богатыри проявляли свои качества: смекалку, внимательность, ловкость. Вот и первое задание, на внимательность: посмотрите, пожалуйста, на картину и скажите, правильно ли нарисовал художник трёх богатырей?

Дети: У Добрыни Никитича в руках был меч, а не шахматы. У Ильи Муромца на руке висела палица, а не топор. У Алёши Поповича не было в руках гуслей, а был лук.

Воспитатель: Какие вы внимательные! Справились с первым заданием. Вот и второе задание: на память.

Вот преграда на пути-

Её так просто не пройти.

Добавьте словечко все вместе скорей,

Пословицы русские вспомним дружней!

Воспитатель: Я буду называть пословицу, а вы будете дружно называть нужное слово.

1. Для Родины своей ни сил, ни жизни (не жалей).

2. Родина-мать, умей за неё(постоять).

3. Смелость города (берёт).

4. Плох тот солдат, который не мечтает стать (генералом).

5. Тяжело в учении – легко в (бою).

Воспитатель: И это испытание прошли! Да как дружно!

Задание 3, на смекалку:

Как преграду нам пройти?

Есть загадки на пути!

Дети, дружно размышляйте

И загадки отгадайте.

Педагог загадывает загадки, ответы-отгадки появляются на экране.

Воспитатель: Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут.

Дети: Кольчуга.

Воспитатель: Как вы догадались, что это кольчуга?

Дети: высказывают своё мнение.

Воспитатель: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

Дети: Шлем.

Воспитатель: С чем сравнивается шлем в загадке?

Дети: С железной шапкой с острым концом.

Воспитатель: Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Легко им снести было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же…

Дети: Меч.

Воспитатель: Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете, наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжёлый, блестящий и кругленький…

Дети: Щит.

Воспитатель: Как говорится в загадке, какой щит?

Дети: Тяжёлый, блестящий и кругленький.

Воспитатель: Всё правильно сказали. И это испытание прошли. Какие вы смекалистые!

Четвёртое задание. Давайте покажем нашу молодецкую удаль!

Физминутка - упражнения под музыку “Богатырская сила”.

Воспитатель: Какие вы ловкие! И с этим заданием справились.

И осталось последнее испытание: на умение трудиться. Мы отправляемся в мастерскую. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

(На столах трафареты шлема, кольчуги, рукавиц, сапог. Задание для детей – украсить их с помощью пайеток и прикрепить на рисунок с изображением богатыря. Фоном звучит музыка “Наша Армия”).

Воспитатель: Ну вот, дети, и подошло к концу наше занятие, вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, ловкими и сообразительными. Много узнали о богатырях. Я верю, что, когда вы подрастёте, то тоже станете достойными защитниками Отечества.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по краеведению .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Богатыри — Защитники земли русской» — конспект занятия для детей старшей группы
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 12:21
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД