МААМ-картинки

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?»

Елена Щетинова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

Тема:

НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему «Что внутри яйца

(для детей средней группы)

Автор: Щетинова Елена Сергеевна, воспитатель МДОУ "Детский сад №9 "Семицветик"

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Что внутри яйца?“» размещена в разделах

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может проводиться в таких формах, как: дидактические игры, наблюдения, элементарные опыты, в совместной образовательной деятельности педагога с детьми, как в непосредственно образовательной деятельности (1-2 раза в месяц, так и в режимных моментах (3-4 раза в месяц).

Данная конкурсная работа – конспект НОД по познавательному развитию на тему «Что внутри яйца предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Данное занятие входит в цикл занятий по образовательной области «Познавательное развитие» раздела «Развитие познавательно-исследовательской деятельности». Конспект был составлен в соответствии с образовательной Программой МДОУ – детского сада № 9 «Семицветик», перспективно-тематическим планированием образовательного процесса по средней группе. Данное занятие проводилось в рамках образовательной темы «Встреча птиц» (3-4 недели апреля).

Методические рекомендации: данное занятие по познавательному развитию для детей среднего возраста могут применять воспитатели ДОУ и в работе с детьми младшего дошкольного возраста, используя меньшее количество (1-2) опытов с яйцом, а во второй части занятия в изобразительной деятельности - нарисовать «зёрнышки для курочки» или сделать коллективную работу – аппликация «Корзина с яйцами». В старшей группе можно продолжить серию занятий опытов с яйцом : «Светящееся яйцо», «Резиновое яйцо», «Метод очистки варёного яйца «для ленивых»», «Отделение желтка от белка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему: «Что внутри яйца

(для детей средней группы)

Цель: развитие у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели интегрируются образовательные области: Познавательное развитие, Речевое, Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное.

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать познавательный интерес к явлениям неживой природы.

Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.

Стимулировать познавательную активность, умение применять ранее полученные знания.

Речевое развитие:

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища.

Социально-коммуникативное развитие:

Способствовать развитию умения соблюдать правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Предварительная работа:

Опыты с водой : Свойства воды (вкус, цвет, запах, тонет- не тонет).

Рассматривание элементов дымковских узоров в книгах.

Упражнение в составлении композиции на круглой форме, используя элементы дымковского узора, определять середину и кайму.

Методы и приемы:

Практические: использование музыкальных произведений, физкультминутка, экспериментирование, рисование.

Наглядные: показ и рассматривание образца, использование ИКТ технологий (аудиозапись «Голоса птиц», рассматривание готовых работ детей, наблюдение.

Словесные: использование художественного слова, вопросы, поощрения, указания, объяснения, беседы.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационное: шапочки «Курочки» и «Лисы», корзина с яйцами

2. Раздаточное: на каждого ребенка: 2 сырых яйца, салфетки, ложки, 2 стакана с водой, соль, лупа, дощечки; бумажные шаблоны: «яйца»; гуашь, кисточки; фартуки.

3. Средства ТСО: магнитофон, аудиозапись «Птичьи голоса», песня «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Способы организации детей:

1 часть – Под музыку дети заходят в группу, встают полукругом.

2 часть – Появляется курица и лиса

3 часть – Выполняют физ. минутку под музыку «Пятнышки».

4 часть – Дети стоят возле столов, проводятся опыты с яйцом

5 часть – Дети сидят за столами, рисование узоров на шаблонах-«яйцах»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Звучит музыка к песне «Как прекрасен этот мир»,

дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: - Как прекрасен этот мир, полный чудес и загадок.

Каждый день мы встречаемся с его тайнами.

Звучит аудиозапись «Птичьи голоса».

-Что вы слышите?

- Чьи голоса вы слышите?

-Правильно, звучат голоса лесных птиц.

-Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

-Каких перелетных птиц вы знаете? (стрижи, ласточки, кукушка, соловей).

-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)

-Какие птицы остаются у нас на зиму? (воробей, дятел, сорока, снегирь, ворона).

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня в группу пришел необычный гость, а кто это - вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка: Мы хозяйственные птички!

По утрам несём яички

Людям к завтраку, а днём-

Ходим, что-нибудь клюём! ( Ответы детей: курочка).

- Правильно, это курочка! Скажите, а курочка, это какая птица? ( Ответы детей: домашняя).

В группу заходит «Курочка» (ребёнок)

-Здравствуй, курочка. Почему, ты такая грустная?

Курочка: - Здравствуйте, ребята! Как же мне не грустить - снесла я яички, да пока гуляла с цыплятками, корзина пропала.

Воспитатель: - Я, кажется, знаю - это хитрая лиса из курятника корзину унесла.

Появляется «Лиса» (ребёнок)

Лиса: Я лисичка, рыжая сестричка, очень мне хочется узнать - что находится внутри яйца, под скорлупой? Если ребята расскажут мне - верну курочке яички.

Воспитатель: Поможем вернуть яйца курочке?.

Тогда отправляемся в нашу лабораторию.

Под музыку дети выполняют физ. минутку «Пятнышки»

Текст Движения

1. У жирафов пятна, пятна,

пятна, пятнышки везде (2 раза) Хлопаем по всему телу ладошками.

Припев:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза) Щипаем себя, как бы собирая складочки.

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (2 раза) Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку.

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза) Проводим рёбрами ладони по телу

(рисуем полосочки).

Воспитатель: - Ребята, наденем фартуки, пройдем за столы.

Дети проходят к столам

Лиса: - Скажите, ребята, все яйца целые?

1. Опыт «Рассмотри скорлупу».

Воспитатель: - С помощью лупы, рассмотрите яйцо.

- Ребята, есть на яйце трещины? (нет)

- Если нет трещин, значит яйцо целое.

- Вы знаете, что скорлупа яйца очень хрупкая и при неосторожном обращении легко разбить. Но она одновременно очень прочная и в этом мы сейчас убедимся.

2. Опыт «Прочность яйца».

На дощечках лежит скорлупа от разбитых яиц, а теперь положите на скорлупу груз в виде мешочка с песком.

- Что произошло с яичной скорлупой? Она раскололась, лопнула? (нет)

Значит, мы можем сделать вывод, что яичная скорлупа имеет ещё одно свойство: прочность.

Лиса: - Ребята, как вы думаете, яйцо может плавать? Или оно потонет?

3. Опыт «Тонет, не тонет».

Курочка: - Чтобы решить спор, мы проведем опыт «Тонет, не тонет»

Воспитатель: - У вас на столах два стакана с водой. Берем аккуратно яйцо, опускаем его в стакан, который стоит от вас справа. Что случилось? (яйцо утонуло).

В стакан стоящий от вас слева кладем 3 ложки соли, (соль берём ложкой аккуратно, чтобы не рассыпать, размешиваем (не ударяя о края стакана) растворяем её. Теперь в этот стакан кладём яйцо.

- Что произошло с яйцом? (яйцо всплыло).

- Ребята, в какой воде яйцо всплыло?

- Итак, что мы узнали: в обычной воде, пресной, - яйцо утонуло, в солёной воде - оно плавает на поверхности, так как частички соли поддерживают яйцо.

Лиса: - А, что же, там, внутри, под скорлупой яйца?

4. Опыт «Что внутри яйца.

Воспитатель: - Не волнуйся, Лисичка! Ты разбей яичко и посмотри, что находиться внутри.

Курочка: - Ребята, посмотрите, из чего состоит яйцо?

- Что это за густая прозрачная масса? (Это – белок)

- А желтая серединка? (Это - желток)

Лиса: - А где используют яйца?

Ответы детей: Яйцо используют в приготовлении пищи. Делают омлеты, салаты, кладут в тесто для приготовления вкусных пирожных.

Лиса: - Как много интересного я узнала о яйце. Вот, курочка, возьми свои яички.

Курочка: - Спасибо вам, ребята, за помощь. А я вам – принесла бубен и предлагаю всем вместе поиграть в игру «Весёлый бубен»

Игра средней подвижности «Весёлый бубен»

Ход игры: Дети встают в круг и под музыку передают бубен друг другу из рук в руки. При этом сначала Курочка, а потом и все вместе проговаривают слова:

«Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам,

у кого весёлый бубен тот станцует танец нам»

У кого из детей на момент окончания слов оказался в руках бубен – выходит в центр круга и под музыку выполняет танцевальные движения, а все остальные дети за ним повторяют.

Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: Мы помогли вернуть курочке яички, а для Лисички давайте сделаем подарок

Самостоятельная работа детей - рисование

Дети садятся за столы и разрисовывают красками шаблон «яйца» элементами дымковского орнамента.

Воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь.

Лиса благодарит ребят за подарки.

Публикации по теме:

Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового.

Упражнение на дыхание «Что там внутри?» Что внутри у шарика? Громкий там Ба – бах! Развести руки, как можно шире. Громко хлопнуть. Что внутри у зайчика? Там, наверно Страх! Изобразить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?»
Опубликовано: 2 июня 2015 в 21:10
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД