Папки-передвижки

Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста

Алмагуль Исенгулова
Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста

Вашему вниманию представляется обобщенный опыт работы по созданию педагогических условий для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – исследовательской деятельности. Она дает ребенку возможность экспериментировать, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе, приучает внимательно относится к живой природе и заботиться о растениях.

Публикация «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Наблюдение за объектами живой природы является эффективным средством экологического воспитания дошкольников. С использованием элементов технологии проектной деятельности мы осуществили образовательный проект «Огород на подоконнике», участниками которого стали дети, воспитатели, родители средней группы нашего детского сада.

Актуальность проекта обусловлена задачами экологического воспитания дошкольников, которое ставит перед воспитателем необходимость выбора средств и методов, позволяющих ребенку самостоятельно действовать с объектами живой природы. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, свой выбор мы остановили на проекте «Огород на подоконнике», потому что в нем можно провести длительное наблюдение, активизируя все анализаторы ребенка (зрительные, тактильные, вкусовые, двигательные, проследить за ростом и развитием растений (прорастили горох, фасоль, морковь, свеклу, узнать о пользе овощных культур (рассада томатов, огурцов, кабачков, болгарского перца) и зелени (лук, чеснок, укроп, петрушка, листья салата) для здоровья человека и попробовать на их вкус.

Целью данного проекта является – формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Задачи решались в процессе образовательной, совместной и самостоятельной деятельности воспитанников с помощью наглядных, словесных и практических методов, о которых я расскажу далее.

Не секрет, у детей раннего возраста недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира.

Задачи нашего проекта:

поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;

углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста, способы размножения);

побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;

воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.

В процессе реализации проекта дети узнали, что лук, чеснок, салат, укроп, петрушка содержат много витаминов и очень полезны для детей и взрослых, улучшают аппетит, помогают от простуды.

Мы создавали условия для:

- воспитания у детей бережного отношения к растениям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны на собственных наблюдениях за ростом (дети узнали, что из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение);

- формирования у детей представлений об основных потребностях растения, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). установления связей: растения - земля, растения - вода, растения – человек (воспитанники на опыте убедились, какие условия необходимы для их роста и развития растений);

- дети научились наблюдать и делать первые выводы (мы фиксировали результаты экспериментов в продуктивной деятельности (лепка, рисование и аппликация).

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного развития – элементарных навыков умений и навыков познавательно– исследовательской деятельности.

Результат реализации проекта «Огород на подоконнике» :

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать, оно может засохнуть и т. п.).

3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети наблюдали за выращиванием растений, участвовали в посадке семян, поливке овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Оснащение предметно - развивающей среды нашей группы пополнилось новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базой по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в нашем проекте.

Результатами проекта мы считаем не только продукты детского творчества, организацию «Огород на подоконнике» в группе, но и культурные практики наших воспитанников, реализованные совместно с родителями в домашних условиях. На наш взгляд, во многом успешная реализация любого экологического проекта зависит от педагогического просвещения родителей по вопросам формирования экологической культуры ребенка. Родителям необходимо показать и рассказать о способах продуктивного сотрудничества со своим ребенком дома. Вот, что у них получилось (фото на слайде «Огород на подоконнике» в домашних условиях ваших воспитанников).

В результате проектной деятельности у детей сформированы :

представления о внешнем виде, строении растений, жизненно важных условиях произрастания: потребность во влаге, свете, тепле;

навыки трудового процесса: посадка, рыхление, полив овощных культур (лука, чеснок, фасоль, помидор, огурец);

способность при минимальной помощи воспитателя и самостоятельно с опорой на схемы модели отбирать инструменты и материалы для работы, выделять компоненты трудового процесса, убирать рабочее место;

понимание значимости употребления овощных культур круглый год, для формирования здорового образа жизни человека;

умения отражать в речи результаты наблюдений, сравнений; использовать слова, характеризующие особенности внешнего вида свойств и качеств растений; трудовых процессов (сыпучий, сочный, пупырчатый, колючий, изящный, крупный, рыхлая, сырой); обследовательских действий – (надавить, сжать, взвесить, посмотреть в лупу, погладить, опустить в воду);

способность устанавливать связи между ростом растений и потребностью в различных условиях;

навыки использовать обследовательские действия, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты;

желание передавать свои впечатления, знания в различных видах художественно-творческой деятельности.

Работа с детьми по проекту осуществлялась нами разными методами– наглядными, практическими и словесными. Кратко расскажу о методах нашей работы по проекту «Огород на подоконнике».

Наблюдение может проводится как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Вот такой огород на подоконнике в результате проекта у нас с участниками получился. Остановлюсь на его этапах подробнее.

Три этапа, обозначенные на слайде, включали:

-определение темы проекта, разработка перспективного плана, подготовка условий и оборудование (контейнеры, землю, семена, луковицы для посадки, подбор художественной литературы про овощи, проведение консультации для родителей по проекту;

-рассматривание семян, луковиц, посадка их в землю и в воду, беседы, чтение и дидактические игры, художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

-выставку продуктов детского творчества, оформление «Огород на подоконнике», совместная творческая деятельность детей и взрослых.

Ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой является непосредственная образовательная деятельность. Занятия позволяют формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Для формирования системы элементарных знаний и развития основных познавательных процессов мы проводили

беседы:

«Что нужно растениям для роста?»,

«О пользе овощей»,

«Семена»,

«Первые всходы»,

«Мир овощей».

словесные игры: «Назови ласково»;

сюжетно - ролевые игры: «Повар»; «Магазин»;

наблюдения «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Свет и росток», «Проращивание семян».

Все методы работы основаны на ведущем виде деятельности дошкольников – игровой.

Были организованы выставки с продуктами детского творчества. По образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» в процессе детского творчества мы формировали у воспитанников доброжелательные взаимоотношения, умения без конфликтов работать в коллективе сверстников. Воспитывали трудолюбие, старательность, аккуратность.

Выводы:

Мы достигли поставленной цели – в группе были созданы благоприятные условия для приобретения детьми среднего дошкольного возраста элементарных умений и навыков познавательно – исследовательской деятельности, работа по проекту способствовала формированию целостного представления воспитанников об овощах и зелени (укроп, петрушка, салат) их свойствах и полезных качествах, сформированы элементарные практические умения посадки, ухода и наблюдения за ними. Итогом данного проекта является фотовыставки «Наши цветочки» и «Наш огород».

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей раннего возраста
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 15:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД