Получи документы

Дидактические игры для умственного развития детей

Елена Дмитриева
Дидактические игры для умственного развития детей

Папка-передвижка для родителей

«Дидактические игры для умственного развития детей»

Игры для детей 3 лет

Игры для детей трех лет строятся на подражании взрослым. Ребенок создает новые игровые образы, стремится активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году жизни начинает развиваться воображение. В игре ребенок начинает брать на себя роль. А к концу третьего года в игре появляется несложный сюжет.

Публикация «Дидактические игры для умственного развития детей» размещена в разделах

В этом возрасте начинают развиваться мышление и воображение. В играх ребенок уже ставит себе цель и прилагает усилия к ее достижению, находит способы для выполнения задуманного. Дети начинают отражать в игре свои переживания и впечатления. Задача взрослого на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок видел и подражал хорошему примеру, чтобы у ребенка формировались положительные качества и правильные представления.

Очень важно развивать у ребенка активность и самостоятельность в игре. Не надо ограничивать игру повторением действий. Нужно помочь ребенку сочетать в игре подражание с творческой фантазией. Игры маленьких детей возникают под влиянием зрительных образов. Если взрослый хочет обучить малыша определенным действиям, то может сделать это продемонстрировав эти действия с куклой или другой игрушкой, при этом не навязывая ребенку повторение, а влияя на воображение и чувства ребенка.

Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение взрослых к его игре, его участие, помощь и руководство. В этом случае игры для детей приносят радость совместного творчества.

На развитие самостоятельности в игре и творческого воображения большое влияние оказывают игры-инсценировки. Можете инсценировать с ребенком стихи, сказки, например, «Телефон» К. И. Чуковского. Здесь родители также имеют большое поле для творчества.

Каково же основное содержание игр детей третьего года жизни?

Изображение домашнего труда (дети играют с куклами, одевают их, кормят, готовят им обед, укладывают спать).

Поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки руль, управляют автобусом, машиной, поездом).

Изображение животных (малыши прыгают как зайчики, лают как собачки, мяукают как котики).

Отрывочное воспроизведение инсценировок (кто говорит? – слон! Или доктор Айболит лечит зверей и т. д.)

Игры со строительным материалом (строят из кубиков горку, домик, забор, мебель).

Игры с песком (малыши формируют куличики, роют ямы, зарывают и откапывают игрушки).

Игры с песком в этом возрасте можно считать началом конструирования. Такие игры заставляют ребенка сосредоточиться. А также игры со строительным материалом. Главная цель игр со строительным материалом – направить активность ребенка на созидательную деятельность. Строительные игры способствуют формированию самостоятельности ребенка, а так же развивают воображение. Это проявляется в создании постройки, в ее изменении и последующих действиях с различными игрушками.

На третьем году жизни ребенок продолжает заменять реальные предметы воображаемыми. Но теперь он уже ищет сходство между предметом-заместителем и изображаемым предметом, при этом называя его.

В этом возрасте ребенок наделяет игрушки различными ролями и берет определенную роль для себя, часто затрудняясь сказать, что это за роль. Очень часто роль детей связана с действиями, которые они выполняют в данный момент. Например, Настя варит обед для кукол. В этот момент она – мама, или повар.

Так же в возрасте до трех лет детей начинают интересовать игры со сверстниками. Как правило, малыши еще не умеют согласовывать свои действия, но в игре их объединяет общая цель, (например, поездка на автобусе, кормление кукол, лечение зверей, стремление к подражанию или интерес к одной и той же игрушке. Распределение ролей происходит без предварительного замысла, по ходу игры. Например, один ребенок играет в строителя, другие присоединяются, кто-то подвозит кирпичи, кто-то помогает их укладывать. В подобных играх дети чувствуют зависимость друг от друга, повышается интерес к тому, что делает товарищ. Участие в игре взрослого может помочь детям лучше понять друг друга.

Можно ли назвать игры детей трехлетнего возраста творческими? Несомненно, начатки творческой игры уже прослеживаются. Дети пытаются объединить в игре различные впечатления, выражают свое отношение к изображаемому. Но сюжет все еще остается достаточно однообразен и прост. Детям часто требуется участие взрослого в их игре.

Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

- Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

Обращаясь к ребенку:

- Что ты поставишь на стол?

- Я поставлю вот это.

- Как это называется?

- Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.

По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая, вилка и ложка (большая и маленькая, хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Новая кукла.

Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.

- Кто-то к нам идет, - говорит взрослый.

Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели, затем продолжает:

- Как зовут тебя, малышка?

Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой.

- Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем.

Кукла согласна. Дети называют предметы.

Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:

- А это что у вас?

- Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети.

- А здесь что у вас?

- Это шкаф для игрушек.

Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.

Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.

Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Что изменилось? (Игра с матрешками).

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.

Взрослый задает вопрос:

- Дети, что вы видите на моем столе?

- Матрешки, - отвечают дети хором.

- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:

- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? ("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек : прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развитияДидактические игры для сенсорного развития Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры для сенсорного развития детей своими рукамиДидактические игры для сенсорного развития детей своими руками Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Дидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детейДидактические игры и пособия для развития сенсорных способностей детей «Волшебные мешочки». Мешочки изготовлены из ткани, с разными наполнителями. Каждый мешочек будет издавать свой, неповторимый звук. Также.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей со слуховой депривациейДидактические игры для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов цвета у детей со слуховой депривацией Работа по развитию мелкой моторики рук у детей со слуховой депривацией имеет большое значение и напрямую определяет их качество жизни.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для умственного развития детей
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 11:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД