МААМ-картинки

«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

Елена Куклина
«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем мире. Уже с четырех-пяти месяцев (у большинства людей) зрение становится ведущим в познании действительности.

Ежегодно врачом-офтальмологом детской городской поликлиники Алексеевой Е. П. выявляются дети с нарушениями зрения, начиная с 2-х летнего возраста (амблиопия, косоглазие). Косоглазие - не только косметический дефект, оно приводит к нарушению зрительных функций, понижению остроты зрения, а также травмирует психику ребёнка, снижает работоспособность и ограничивает возможности. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить несколько объектов, одновременно опознать их.

Публикация «„Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Повышение остроты зрения, развитие зрительного восприятия является актуальной проблемой, так как зрение детей с косоглазием и амблиопией носит чаще всего монокулярный характер. Восстановление бинокулярного зрения у таких детей - сложный и длительный процесс. Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе.

Целью работы является изучение возможности целенаправленного развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения средствами дидактической игры.

Цель определила выдвижение следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы процесса развития зрительного восприятия;

2. Выявить особенности развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения;

3. Разработать систему дидактических игр для развития зрительного восприятия;

Система работы медицинского сопровождения по коррекции нарушений зрения включает : аппаратное лечение, проводимое врачом - офтальмологом, медсестрой - ортоптисткой и педагогическое сопровождение по развитию зрительного восприятия.

Система педагогического сопровождения по развитию и коррекции зрительного восприятия решает образовательные и воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения.

Многочисленные исследования (Е. В. Островская, Л. И. Плаксина, В. З. Денисова, Т. Н. Никольская, Н. Г. Хопренинова и другие) показали, что дети с нарушением зрения (особенно с глубоким) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками оптико-пространственного восприятия, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Дидактические игры и упражнения могут быть эффективным средством повышения остроты зрения при соблюдении следующих медицинских и педагогических условий:

соблюдение сроков плеоптического этапа лечения, определённых врачом - офтальмологом;

обязательное лечение на офтальмологических аппаратах;

знание особенностей такой патологии зрения, как косоглазие и амблиопия, принципов лечения;

знание зрительной нагрузки, рекомендованной врачом - офтальмологом;

учёт возрастных возможностей ребёнка;

индивидуальный подход с учётом диагноза;

правильный подбор наглядных пособий с учётом зрительной нагрузки;

специальный отбор привлекательных и интересных игр для детей с нарушением зрения;

использование разнообразных и специфичных методов и приёмов;

перенос дидактических игр и упражнений в повседневную самостоятельную игровую деятельность.

Дидактические игры направлены на решение конкретных коррекционных задач в обучении детей, а так же в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 – игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольные печатные;

3 – словесные игры.

В своей работе я активно применяю дидактические игры и упражнения, способствующие повышению остроты зрения :

1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;

2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам.

Применяемые мною дидактические игры выполняют следующие функции:

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала, осмыслению изображённого их словесному описанию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи.

К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам" и другие.

Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры, опираясь на сохранный анализатор (слух).

Подбор дидактических игр и упражнений осуществляю таким образом, чтобы были охвачены все этапы коррекционной работы они представлены на слайдах:

1 этап – прямое обучение - это начальная форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т. е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете.

2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие.

3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. На этом этапе я только контролирую точность, единство слова и предмета (или детали предмета).

4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты.

5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении).

6 этап - итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ.

Содержание игр и упражнений включают в себя одну лексическую тему, где прослеживается система поэтапной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Практика показала, что такое поэтапное ознакомление с предметами окружающей действительности позволяет сформировать у детей с нарушением зрения правильный и целостный образ предмета, даёт возможность детям ориентироваться в окружающем пространстве.

При проведении дидактических игр и упражнений применяю как общедидактические методы и приёмы : объяснение, показ, практическое выполнение, образец, игровые приёмы и др.,

так и специальные методы и приё мы: приём сопряжённых действий, обводка по трафарету, обводка через кальку, прием наложения цветного изображения на силуэтное и контурное, соединение целого изображения из геометрических фигур и др. Такие специальные методы и приёмы содержат в себе не только общеобразовательные обучающие задачи, но и лечебно-восстановительные, которые стимулируют зрительные функции глаза.

Во время организованных занятий осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от зрительного дефекта, применяю коррекционно-развивающие задания. Не забываю о том, что ребенок с амблиопией выполняет задание при заклеенном лучшем глазе, т. е. в условиях, когда нагрузка падает на плохо видящий глаз. При рассматривании сюжетных картинок я предоставляю возможность рассмотреть её более длительное время, а детям с низкой остротой зрения – вблизи. Все это помогает увидеть изображение в целом, затем разобрать его по частям. Для сохранения зрения, уменьшения болезненных проявлений, а также для профилактики утомления глаз включаю упражнения для снятия зрительного напряжения (офтальмотренажёр, специальные игры и игровые упражнения).

В конце каждой лексической темы провожу теневой театр по закреплению той же самой темы. Это даёт возможность перейти от специального обучения в играх к самостоятельному познанию изображений предметов, закреплению навыков зрительного восприятия.

Результатом реализации комплексной системы мероприятий по коррекции зрения за 2012-2013 учебный год является улучшение остроты зрения у 14 детей, уменьшение угла косоглазия у 7 детей из 8 детей с данным нарушением, улучшение вида зрения у 2 детей, из 7 детей имеющих нарушение вида зрения.

Сравнительный анализ выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду за последние 2 года показывает положительную стабильную динамику развития воспитанников группы : 2011-2012 учебный год уровень выше среднего – 1 (7%, средний уровень – 13 (86 %, уровень ниже среднего – 1 (7%, 2012-2013 учебный год выше среднего – 4 (27%, средний уровень – 11 (73%).

Кроме диагностики выполнения образовательной программы я провожу диагностическое исследование уровня развития зрительного восприятия по методике Марьяны Безруких, доктора биологических наук. Результаты диагностического исследования показали высокий и средний уровень развития зрительного восприятия (диагностика представлена в приложении). Используемый комплекс методов и приёмов коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения позволил детям овладеть умениями узнавать и называть предметы, зрительно выделять их из числа других предметов, правильно соотносить образ предмета с его названием, ориентироваться среди предметов окружающего мира, изученных в рамках лексических тем.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений как средства интеграции к самостоятельному познанию окружающего мира, как средству развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Беседа с детьми. Тема: «Чтобы глаза видели». Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. ночью лучше всех видит.

Формирование бережного отношения к зрению у детей дошкольного возраста специализированной группы Рука - это вышедший наружу мозг человека. И. Кант. Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Благодаря глазам мы получаем 90 % информации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дидактические игры и упражнения как средство развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 25 мая 2014 в 06:47
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД