МААМ-картинки

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства (16 фото)

Елена Жалельщикова
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства

«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства»

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства

Из опыта работы в условиях педагогического сотрудничества

М. А. Ветровой-заместителя заведующего

по воспитательно-методической работе

и

Е. А. Жалельщиковой -музыкального руководителя

Публикация «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства» размещена в разделах

МБДОУ № 441 Д/С "Кузнечик" Нижний Новгород.

«Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства» - для нашего МБДОУ № 441 Д/С «Кузнечик» это не пустые слова. Вот уже на протяжении пятнадцати лет наш детский сад тесно и плодотворно сотрудничает со старейшими и замечательными музыкально-образовательными учреждениями : МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 6 им. А. А Касьянова»

Фото №1 Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства Формирование основ

Так же наш детский сад связывает многолетняя дружба с известным в Нижнем Новгороде и за рубежом "Жаворонком" МБОУ ДОД.

Фото №2 Работа музыкального руководителя музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства

Дети растут и развиваются в окружающей их музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. Существует прекрасная, высокохудожественная музыка, одновременно повсюду мы видим примеры антихудожественных, низкопробных образчиков псевдоискусства, которые обрушиваются как на взрослых, так и на детей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен им противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

Новые установки федеральных государственных стандартов дошкольного образования направлены на формирование культуры детей, приобщения их к искусству. Музыка является одним их важнейших средств воспитания духовности, культуры. Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важную роль играет накопление интонационно-музыкального опыта воспитания музыкального искусства в разных видах и жанрах музыкального искусства. В центре приобщения к миру музыки – развитие творческого «слышания» музыки детьми.

Накопление интонационного опыта воспитания высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей. Этот ценностный опыт переживаний – тезаурус (сокровищница) музыкальных впечатлений ребёнка – является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника», по мнению О. П. Радыновой, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили, является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность. Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка.

Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его связаны межу собой и составляют единую систему.

Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его «…музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, которые формируются в процессе музыкальной деятельности.» (О. П. Радынова Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. -Москва. ,2000.-С. -6)

Развитие музыкальной культуры старших дошкольников в процессе организации музыкально-художественной деятельности посредством социума рассмотрим на примере проекта

«Дружим с музыкой всегда»

на базе МБДОУ №441 детский сад «Кузнечик»

г. Нижнего Новгорода Советского района.

Цель данного проекта:

Использование образовательных возможностей социокультурного пространства города Нижнего Новгорода и семьи в развитии, воспитании музыкальности и приобщении к музыкальной культуре.

Задачи:

• приобщение к музыкальному искусству дошкольников путём привлечения ресурсов городского социума и семьи;

• обогащение музыкальных и эстетических впечатлений внесением в жизнь каждого ребёнка персонифицированных культурных событий;

• развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыкальной культуре, театру, спорту.

Срок реализации проекта:

один год (сентябрь 2013 г. – август 2014 г.)

Участники проекта:

• МБДОУ №441 «Кузнечик»,

• «Детская школа искусств №6»

• Хоровая школа-студия «Жаворонок»

Предмет исследования:

воспитательно-образовательное пространство детского сада, семьи и объектов

социума.

Объект исследования:

музыкально-образовательная деятельность дошкольников.

Социальная значимость проекта:

направлена на создание благоприятного эмоционального фона и интереса к музыкальному образованию.

Гипотеза: расширение воспитательно-образовательного пространства через социум и семью позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкально-образовательного процесса в МБДОУ.

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

• повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• творческое использование образцов музыкальных шедевров в различных видах детской деятельности.

Для воспитанников:

• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

• появление интереса к музыкальной культуре;

• активизация эмоциональной отзывчивости;

• проявление творческого самовыражения.

Для родителей:

• повышение музыкальной культуры;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребёнка в условиях семейного воспитания.

Программное обеспечение проекта:

Парциальная программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова;

Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» - автор доктор педагогических наук Э. П. Костина

Этапы реализация проекта:

Разработаны 3 этапа реализации проекта:

1-й этап: подготовительный;

2-й этап: практический (реализация проекта);

3-й этап: заключительный (подведение итогов и внесение поправок)

На 1 этапе были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.

На 2 этапе – практическом были определены конкретные задачи по формированию и развитию основ культуры дошкольника.

Реализация задач проходила через тематические модули:

Весёлый оркестр (школа искусств№6)

Цель:

знакомство с инструментами и их живым звучанием, бережное отношение к ним, средствами выразительности и желанию научиться играть на музыкальном инструменте.

Реализация:

1. Создание среды: дидактические игры, музыкальные игрушки, букварь инструментов;

Фото №3 Из опыта работы в условиях педагогического сотрудничества М Фото №4 Ветровой заместителя заведующего по воспитательно методической работе и Е

2. Экскурсии в музыкальную школу;

3. Концерты воспитанников музыкальной школы – инструменталистов и беседы педагогов музыкантов с детьми;

4. Цикл тематических развлечений «Музыкальные инструменты»;

5. Совместные концерты профессионалов-музыкантов;

6. Использование ИТК в обогащении

музыкальных впечатлений;

7. Создание мини-музея «Коллекция миниатюрных копий музыкальных инструментов

"Дружный хор" (школа "Жаворонок")

Цель:

вызвать эмоциональный отклик на живую вокальную музыку в исполнении детского хора под руководством директора хоровой школы-студии «Жаворонок» Пузыревского В. В.

Реализация:

5. Создание среды: дидактическая игра «Кто поёт?», прослушивание музыкальных сказок, просмотр видео с фрагментами вокальных сольных. ансамблевых и хоровых выступлений или опер-сказок;

6. посещение театров совместно с родителями;

7. Проведение отчётных концертов хоровой школы- студии «Жаворонок» на базе МБДОУ № 441 Д-С «Кузнечик»;

8. Ежегодное прослушивание и отбор в «Жаворонок».

Формы и виды педагогического сотрудничества с целью создания единого образовательного пространства были многообразны. Это и экскурсии в музыкальную школу, приход с интер-активными концертами педагогов и учащихся, прослушивание - отбор воспитанников нашего детского сада педагогами музыкальной школы и «Жаворонка» и приглашение к обучению наших детей.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства для нашего МБДОУ Д С Кузнечик это не пустые слова Вот уже на протяжении пятнадцати лет наш детский сад тесно и плодотворно сотрудничает со старейшими и замечательными музыкально образовательными учреждениями МБОУ ДОД Детская школа искусств им Так же наш детский сад связывает многолетняя дружба с известным в Нижнем Новгороде и за рубежом Жаворонком МБОУ ДОД Дети растут и развиваются в окружающей их музыкальной среде которая в настоящее время достаточно противоречива Существует прекрасная высокохудожественная музыка одновременно повсюду мы видим примеры антихудожественных низкопробных образчиков псевдоискусства которые обрушиваются как на взрослых так и на детей Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен им противостоять то ребёнок оказывается совершенно беззащитным Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству способствовать становлению их музыкальной культуры

Знакомство с живым звучанием хора, оркестра народных музыкальных инструментов, аккапельного многоголосия народных песен, выступление солистов и ансамблей исполнителей, знакомство со звучанием различных инструментов струнно-щипковой, клавишный, духовой, групп - всё это вызывает неподдельный интерес детей и как следствие - желание заниматься музыкой.

Традиционными стали прослушивания – отборы (90% детей) в музыкальные школы наших воспитанников. Отрадно, что осуществляется преемственность в музыкальном воспитании, ведь большинство артистов – школьников и даже взрослых, являются нашими выпускниками. А это лучший показатель нашей работы!

Новые установки федеральных государственных стандартов дошкольного образования направлены на формирование культуры детей приобщения их к искусству Музыка является одним их важнейших средств воспитания духовности культуры Уже в раннем и младшем дошкольном возрасте очень важную роль играет накопление интонационно музыкального опыта воспитания музыкального искусства в разных видах и жанрах музыкального искусства В центре приобщения к миру музыки развитие творческого слышания музыки детьми

Очень радует, что ожидаемые результаты проекта и мониторинг уровня развития детей превзошли наши ожидания!Многие наши выпускники продолжили музыкальное образование в стенах наших социальных партнёров. Добрые традиции продолжаются!

Администрация, сотрудники и дети

Детского сада № 441 «Кузнечик»

выражают благодарность:

преподавателю

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 6 им. А. А Касьянова»

Абдаловой Марине Николаевне

и её ученикам:Ушаковой Алине;

Колымаевой Маше; Варенкину Кириллу :

преподаватю Устинину Михаилу Юрьевичу

и его ученику Миронову Андрею;

преподавателю Механошину Дмитрию Сергеевичу

и его ученикам -Высоцкому Михаилу и Никитину Александру ;

преподавателю Белову Николаю Александровичу

и его ученице Маркус Анне ;

концертмейстер Лузиной Анне Павловне ;

преподавателю Стецюра Марии Андреевне

и её ученице Добровольской Светлане;

директору МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 6 им. А. А. Касьянова

Назаровой Галине Владимировне,

заместителю директора по УВР-

Шпак Галине Юрьевне, учащимся преподавателя отделения «фортепиано»

Керимовой Марианны Нейматовны

-Льву Шаталину и Павлу Абелевичу

преподавателям отделения «Хореографическое искусство»

Гороховой Галине Александровне и Ефремовой Светлане Петровне

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 6 им. А. А Касьянова»

Керимовой Марианне Нейматовне.

Так же выражаем благодарность директору и преподавателю МБОУ ДОД Детская школа-студия «Жаворонок» Пузыревскому Владимиру Васильевичу;

педагогуи композитору Кожухину Виктору Николаевичу;

концертмейстеру Назарову Сергею Анатольевичу.

Желаем Вам творческих успехов и

надеемся на дальнейшее сотрудничество!

Публикации по теме:

Идеи для оформления территории ДОУ «Лето — это маленькая жизнь!»Идеи для оформления территории ДОУ «Лето — это маленькая жизнь!» Территория образовательного учреждения - это его своеобразная визитная карточка, составляющая образовательного пространства дошкольного.

Педагогический форум в нашем городе. Выступление на педагогическом вернисаже.Педагогический форум в нашем городе. Выступление на педагогическом вернисаже. У нас в городе, совсем недавно, произошло значимое событие: с 6 февраля по 19, проводился муниципальный вернисаж педагогического опыта педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством расширения образовательного пространства
Опубликовано: 28 июня 2014 в 16:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД