Получи документы

Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста

Наталья Сухарева
Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста

Эссе на тему: «Миссия педагога»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

(А. С. Макаренко)

На свете сотни разных профессий и каждая из них по-своему интересна и важна. Говоря о педагогической деятельности, можно сказать, что это первоначальный фундамент освоения всех профессий. Каждый человек должен для себя выбрать: что ему интересно. Еще в школе ты думаешь: «Кем быть?", некоторые сомневаются, не знают, что им нужно. Но на моем примере могу сказать, что любовь к профессии педагога появилась у меня еще в далеком детстве. Будучи ребенком, я сажала перед собой свои игрушки и рассказывала им разные истории, пыталась их чему-то научить. Позже, когда я подросла, мне стало интересно заниматься с малышами. В семье я – один ребенок, поэтому часто сидела с маленькими детьми соседей, и мне это очень нравилось: читала стихи, рассказывала сказки, играла в различные игры, исполняя, естественно, роль педагога. Позже мне стало интересно глубже проникнуть в эту сферу деятельности, я стала читать педагогическую литературу. И, несомненно, знала, кем я буду в дальнейшем.

Публикация «Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

А вот сейчас, когда я уже работаю и «Воспитатель» - моя любимая работа, ценю каждое мгновение, проведенное с детьми. Чувствую нужность детям, возможность многое им дать, вижу в них свои мысли и знания. Дети - это «губка», которая впитывает любую информацию. Я считаю, что «Воспитатель детского сада» - это одна из важнейших профессий, ведь она закладывает первоначальные знания обо всем на свете.

Моим направлением, по которому я работаю, является экология.

Казалось бы, в чем же тут инновация, многие педагоги ДОУ работают по этому направлению, но я считаю своей инновацией - работу с детьми именно раннего возраста (2-3 года). Малышу все интересно, поэтому в этом возрасте считаю возможным сформировать правильное экологическое сознание, или даже подсознание, заложить основы будущим экологическим знаниям. Цель моей работы: с самого раннего возраста научить детей ценить природу, оберегать ее.

С самого начала жизни, ребенок, не осознавая того, входит в мир природы: видит домашних животных, растения, слышит пение птиц, звуки природы, подставляет ручки солнышку, но еще не понимает, что он - часть этой природы. В первой младшей группе, где я работаю, идет только ознакомление с окружающим миром. В течение третьего года жизни у ребенка расширяется представление об окружающем мире, природных явлениях и объектах. Своим воспитанникам я стараюсь как можно больше дать информации о мире вокруг нас, одновременно формируя представление о том, что природа – наш дом, ее нужно беречь и охранять.

Занятия по экологии, которые я провожу, позволяют малышу знакомиться с миром в игровой форме, расширяют его словарный запас. С каким огромным удовольствием ребятки сами сажали овощи и зелень на импровизированных грядках (огород на окне) в группе. Детям очень понравилось, они сами старались ухаживать за огородом.

На занятии, которое называлось «Волшебница вода» мы экспериментировали с водой, ставили небольшие опыты. Малыши узнали, что ни одно растение на земле не может жить без воды. Уже сейчас я приучаю своих воспитанников экономить воду: закрывать краны, не пачкаться, наливать столько воды, сколько необходимо.

Стараюсь формировать бережное отношение к природе во время прогулок. Мы восторгаемся каждым цветочком, каждым жучком, капелькой дождя, пением птиц. Меня радует уже то, что ребенок на прогулке спрашивает: «Куда можно выбросить фантик?». С радостью отвечаю: «Положи в карман, в группе из него можно сделать какую-нибудьподелку».

Считаю очень важным – найти взаимопонимание с родителями, наладить контакт и взаимодействие. Мне вместе ходим на экскурсии, они помогали организовать экологический уголок, приносили семена растений, лук, изготавливали поделки для выставок из бросового материала.

Я стараюсь окружить детей красотой природы, поэтому, вся обстановка в группе на экологическую тематику. Экологическое дерево – береза в уголке природы периодически меняется в зависимости от времени года: зимой на голых веточках белый иней искрится, прилетела стайка снегирей; весной – скворечник и стайка воробьев; летом – зеленые листочки; а осень окрасит ее в желтый цвет. Окна в группе мы тоже с ребятками украсили: зимой на них снежинки и веселые снеговики, весной – разноцветные цветы и бабочки.

В уголок природы я изготовила многофункциональное пособие - лепбук, в сменных кармашках которого, содержатся различные подвижные игры, загадки о животных экологического содержания, для изучения времен года – экологическое дерево. Конечно, чтобы таким маленьким детям легче было усвоить материал, я адаптирую всю информацию, дидактические и подвижные игры под их возраст.

Маленькие дети часто неосознанно обижают животных, рвут цветы, которые занесены в красную книгу и, часто, пример им подают родители. От некоторых мам нередко слышишь такие слова, обращенные к ребенку: «Не гладь собаку, она заразна». Они не понимают, что этими словами отдаляют своего ребенка от сопереживания, сострадания к бездомным животным. Ведь мы люди, сами этого не понимая, виноваты в том, что так много повсюду бездомных животных. Я стараюсь привить своим воспитанникам чувство любви к животным и природе в целом, говорю, что животные такие же живые существа, как и мы, они тоже все чувствуют, как и мы. Дети должны понимать что, животные – не игрушка, которую можно выбросить, как только она надоест, за ними нужно ухаживать. Обращаю внимание родителей, что нужно больше говорить детям и показывать личным примером, что нельзя просто так рвать цветы, обижать животных. Если мы будем заботиться друг о друге, о животных, о растениях, то и мирвокруг станет добрее.

Наши дети большую часть информации берут из мультфильмов, в лучшем случае – из сказок, где все животные сказочные. Меня беспокоит тот факт, что маленький ребенок, получая недостоверную информацию, недопонимает, что любое животное может быть опасно. Вспоминая свое детство, помню, как с упоением зачитывалась произведениями Пришвина, Бианки, Паустовского, которые на основе глубочайших наблюдений за природой дают правильную информацию о жизни животных, растений и природы в целом, поэтому именно произведения этих авторов использую в своей работе.

Я считаю, что нужно самой любить то чему учишь детей, ведь дети все чувствуют. Работа в детском саду, необычайно интересна, ты видишь эти маленькие личики с глазами, полными надежды и веры в тебя, видишь, как они стараются совсем еще неловко - это бесценно. Я горжусь своей профессией, пусть для некоторых она покажется глупой и бессмысленной, но для меня это главное в жизни. Время, проведенное с детьми, делает человека добрее, ведь дети - это и есть сама доброта и любовь, и все это - искренние чувства.

Еще я горжусь тем, что у меня есть возможность привить этим малышам любовь к природе, провести беседы с родителями, и я вижу результат. Мои воспитанники замечают пение птиц, оберегают цветы на клумбах, не обижают насекомых. Чувствуется, как дети относятся очень бережно к природе, много задают вопросов, касающихся жизни животных, птиц, растений. И, несомненно, у меня возникает чувство гордости за своих воспитанников, их любознательность вдохновляет меня, и мне каждый раз хочется рассказать им что-то новое и интересное.

И в заключении хотелось бы сказать: если бы мне представилась такая возможность повернуть время вспять, то я никогда бы не поменяла свою профессию ни на какую другую. Я горжусь тем, что мне выпала такая возможность: поделиться своими знаниями, опытом, вложить в ребят частичку своей души, а главное – любовь и трепетное доброе чувство к нашей родной природе!

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности у детей младшего и среднего дошкольного возраста Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Использование художественной литературы в формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас,в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия.

Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «кризисными».

Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийных технологий Экологическое.

Отчёт по самообразованию «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста». Кириченко Светланы Викторовны воспитателя.

Презентация «Формирование экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры» Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Формирование ценностных экологических привычек у детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание подрастающего поколения, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. В современное экологическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 мая 2018 в 14:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД