Светлана Чучунова
Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Отношение людей друг к другу является центром становления личности и соответственно определяет нравственную ценность человека. В настоящее время довольно часто наблюдается множество негативных и деструктивных явлений в детском коллективе, среди которых можно выделить такие, как неспособность видеть и понимать друг друга; тяжелая адаптация в коллективе сверстников; застенчивость, замкнутость; стремление ребенка снять с себя ответственность за происходящее, даже ценой лжи; ревность к успехам других детей. Исходя из выше изложенного, тема статьи представляется актуальной.
Публикация «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности» размещена в разделах
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении.
В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности, через ознакомление дошкольников с культурой народа той местности, в которой они проживают, с традициями и обычаями других народов.
Основными задачами данной работы являются:
– развитие коммуникативные способности как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
– формировать представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей;
– формировать у детей навыки социальной ответственности;
– развивать понимание таких нравственно обусловленных ценностей как честность,
справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание;
– воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности;
Цикл «Родник дружбы» включает: коммуникативные игры на развитие эмпатии, навыков взаимодействия; подвижные игры разных стран мира; художественную деятельность; беседы, направленные на освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.
Результатом этого цикла стало развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающего толерантным сознанием.
Цикл «Веселый марафон» включает проведение праздников, и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Цикл «Волшебный калейдоскоп включает театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира. Итогом этих циклов явилось воспитание у детей интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности.
Содержание циклов «Родник дружбы», «Весёлый марафон», «Волшебный калейдоскоп» реализуется в свободное от занятий время. Отбор материала по циклам производился с учётом возрастных особенностей детей. Все циклы взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную ценность, цель и специфику. Отобранный и используемый материал близок ребёнку и личностно значим для него, так как он ему интересен.
Используемые методы и приё мы адекватны поставленным в Программе задачам и основываются на: упражнениях детей в элементарном анализе и сравнении предметов, моделировании, постановке вопросов проблемного характера и самостоятельном поиске ответов на свои же вопросы, создании игровых ситуаций, чтении художественной литературы, драматизации, проигрывании инсценировок по правилам поведения в общественных местах.
Программа реализуется в контексте разработанных педагогических условий формирования толерантности в дошкольном образовательном учреждении. Средствами реализации данной Программы служат: социальная действительность; предметы рукотворного мира; музыка стран мира; изобразительное искусство стран мира; сказки народов мира. Создана развивающая предметно-пространственная среда : центр прикладного творчества, центр театрализации; мини-библиотека; выставки детского творчества. Немаловажными для реализации Программы являются и современные технические средства : мультимедийное оборудование, акустические системы.
Новизна предлагаемых нами средств формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста заключается :
– в расширении представлений о возможностях использования средств социально-культурной деятельности в формировании толерантности дошкольников;
– в использовании мультимедийных средств в учебной и внеучебной деятельности, формирующей толерантность у дошкольников.