Папки-передвижки

Формирование элементарных знаний по развитию учебной деятельности умственно отсталых детей

Татьяна Веденеева
Формирование элементарных знаний по развитию учебной деятельности умственно отсталых детей

Обсуждая проблему «обучаемости - необучаемости» детей с ограниченными возможностями, следует правильно осмыслить приоритетность формирования «житейского» опыта, не принижая значимости для определенной части детей освоения основ учебной деятельности : письма, чтения, счета и др. Известно, что ожидания родителей и усилия педагогов, направленные на обучение некоторых детей тем или иным учебным предметам могут оказаться безуспешными из за системных, глубоких нарушений памяти, речи, мышления; расстройств регулятивных функций психики: внимания, эмоционально-волевой сферы и др. С учетом неоднородности и большого разброса индивидуальных показаний, очень важно определиться в тактике педагогических действий, в определении этапов, в содержании взаимодействия и сотрудничества взрослого и ребенка.

Публикация «Формирование элементарных знаний по развитию учебной деятельности умственно отсталых детей» размещена в разделах

На всех этапах педагог в своей работе должен основываться на следующих дидактических принципов обучения: 1) Принцип доступности предусматривает выполнение только посильной для умственно отсталого ребенка работы. 2) Целостное построение коррекционно-воспитательной работы предполагает такую организацию учебной деятельности, когда одни и те же темы одновременно изучаются на разных занятиях с помощью разных средств и методов. При этом обработка определенных умений и навыков проводится в различных видах учебной деятельности. 3)Наиболее полное развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта обеспечиваются лишь тогда, когда обучение строится на основе принципа наглядности и практической деятельности с реальными предметами. 4) И конечно необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Реализация этих основных принципов в работе с умственно отсталыми детьми позволяет развивать их познавательную деятельность, по возможности социально адаптировать.

Обучение грамоте осуществляется на основе звуко-аналитико-синтаксического метода. Речевым материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур иной, чем в обычной школе. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их фонематического восприятия и мыслительной деятельности, уровень сформированности произносительных навыков. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие ее общей формы, затем анализ элементов букв и их расположение, сравнение с другими, ранее изученными буквами. Для лучшего запоминания графического знака используются цветные буквы, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги, разборные буквы, различные игровые задания и др. Важным моментом в этом процессе является постоянное соотнесение звука и буквы: собрал букву - произнеси звук, произнес звук - покажи букву и так далее. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются звукоподражателные слова, состоящие из двух слогов (а-у,у-а)обратные слоги (ма, му,требующие особое внимание при слитном их чтении. Далее читаются трехбуквенные закрытые слоги (шар, слоги с мягкими согласными (гусь) и, наконец, слоги со стечением двух согласных. По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов состоящих из одного слога или двух однотипных слогов до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, закладывается база для развертывания устной речи. При переходе на письменный шрифт важно научить детей правильному начертанию букв, соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опирается на звуко-буквенный анализ, на обязательное проговаривание слов по слогам, предварительную условно-графическуюсхему и составление слогов и слов из букв разрезной азбуки. Внимание четкому и аккуратному письму должно и меть место на каждом занятии. На минутке чистописания закрепляется правильное написание строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление графических ошибок при списывании рукописного и печатного текста. В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смыслового содержания речевого материала. Дети учатся воспринимать звук и слог как часть слова и дополнять недостающую часть до полного слова. Например: назови имена детей, которые начинаются со звука «м». Дополни слог до слова. Какой звук надо добавить в конце и др. Здесь большое значение имеют игровые приемы. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание должно уделяется формированию навыка правильного чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно от слогового чтения к чтению целыми словами. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения. Для того, чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, передавать содержание несложных рассказов, картинок, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Занятия хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, побуждает у детей интерес к ним. Каждое занятие должно быть посвящено одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, количество новых слов должно быть ограниченно, иначе воспитанники их не запомнят. Занятия по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных занятиях и экскурсиях. На предметных занятиях дети знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить свойства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев. Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, возбуждают у умственно отсталых детей интерес. На занятиях СБО у детей формируются представления об окружающем мире, о близких и конкретных фактах общественной жизни труда и быта людей, учатся усвоению общепринятых норм поведения, овладевают навыками общения. Занятия с умственно отсталыми детьми по СБО организуются главным образом в форме экскурсий и занятий, которые проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учебной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в обучении детей с нарушением интеллекта. Обучение счету также возможно лишь на практической наглядной основе. Обучение начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие у детей с нарушением интеллекта интереса к учебным занятиям, выработка умения слушать педагога и выполнять его задания. Дети учатся работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры. На занятиях элементарного счета дети считают различные предметы, называют и записывают числа, в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и емкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры. Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами, в том числе с предметно-практической деятельностью. Содержание обучения на занятиях предметно- практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих умственно отсталым детям. Тяжелые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей инвалидов, требуют проведения игр и упражнений,направленных на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные занятия; они включаются в занятие как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно - манипулятивной деятельности и дидактических играх. Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развития наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, ручной труд и др.) Каждая коррекционная задача по возможности должна включаться в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создания межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих занятиях, затем широко применяются на всех других занятиях.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что такое обучение позволяет формировать у детей с нарушением интеллекта элементарные знания, умения, навыки. Многие воспитанники могут читать простые по структуре тексты, им становится доступно списывание рукописных и печатных текстов, написание на слух простых слов и предложений. Дети знают свой адрес, дни недели, месяцы, могут соотнести их с праздничными датами, овладевают навыками счета в пределах 100, производят простейшие арифметические действия. Также усваиваются навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться транспортом, навыки общения, навыки поведения в общественных местах.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности. «Занятия».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных знаний по развитию учебной деятельности умственно отсталых детей
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 00:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД