Лучший педагог года

НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Пелагеи»

Лариса Носкова
НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Пелагеи»

Конспект

непосредственной интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности

«В гостях у бабушки Пелагеи»

Интегрированные образовательные области:

o Социально-коммуникативная

o Речевая

o Познавательная

o Художественно-эстетическая

o Физическая

Публикация «НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа „В гостях у бабушки Пелагеи“» размещена в разделах

Виды деятельности:

o Игровая;

o Коммуникативная;

o Познавательная;

o Продуктивная;

Цель:

Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Программные задачи образовательных областей:

Познавательная

o Активизировать познавательную деятельность; Расширять творческое воображение и творческое мышление;

o Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинной русской традиции – встречать гостей с угощением;

Социально-коммуникативная

o Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам. Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами;

o Вовлекать детей в народные игры.

o Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;

o Создать веселое настроение с помощью игры «Путешествие на Тройке к бабушке», словесных игр, музыкальной игры «Прячься зайка»;

o Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Речевая

o Формировать эмоционально-образное восприятие докучных сказок ;

o Расширять опыт слушания за счет сказки, разных жанров фольклора;

Художественно-эстетическая

o Поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности;

o Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики;

o Способствовать освоению ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в игре;

o Использование интеллектуальной технологии РТВ (развитие творческого воображения);

Ожидаемые результаты:

o Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций;

o Дети понимают нравственную ценность пословиц, поговорок и русских народных сказок;

o Умеют понимать себя и других, входят в мир человеческих отношений;

o Дети умеют выражать свое отношение к ситуации с помощью мимики и жестов;

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами. : горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.

Оборудование:

o Предметы русского быта для оформления «Русской горницы» (прялка, печь, чугунок, сундук, самовар, рушник, ухват, старинная посуда.

o Материалы для работы с соленым тестом;

o Атрибуты к народным играм: шапочка Зайчика, украшенная дуга для лошадки (колокольчики).

o Иллюстрации: Русский костюм, русская изба, тройка лошадей, бараночки и др.

Предварительная работа:

o Словесная дидактическая игра «Назови свое имя ласково», «Какой? Какая? Какое?», «Закончи пословицу»;

o Знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями русского народа;

o Беседа о старинных способах передвижения;

o Слушание русской народной музыки;

o Экскурсия в «Русскую избу» детского сада;

o Чтение сказки «Гуси – лебеди» с последующей беседой о прочитанном, других русских народных сказок.

o Рассматривание альбома «Русская изба»;

o Словесная игры, народные игры.

o Заучивание пословиц, поговорок;

Ход образовательной деятельности:

У входа в русскую избу детей встречает хозяйка в русском народном сарафане – Пелагея.

Пелагея: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Меня звать Пелагея, или Пелагеюшка, это старинное русское имя. А вас как ласково зовут?

Дети называют свои имена ласково.

Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте!» А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

- Я приглашаю вас к себе в гости

А на чём же мы поедем?

- Ребята, на чём люди ездят?

Ответ детей.

Воспитатель. Ребята, а в старину на Руси не было машин и самолетов! На чем же тогда передвигались люди?

Ответ детей.

Дети слышат звук колокольчика.

Воспитатель. Слышите? Что это?

Воспитатель. Да, ребята. Раньше люди передвигались на лошадях – верхом, в повозках, на русской Тройке. Запрягали трех лошадей. Одевали им расписную дугу с колокольчиками, украшали цветными лентами, кистями. Скачет Тройка по дороге - нежный звон колокольчика далеко был слышен и радовал людей своим переливом. Вот и сейчас мы поедем на тройке лошадей ко мне в избу.

Дети изображают лошадок.

Сегодня вы пришли ко мне в гости, я живу в старинной избе. А вы

помните, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен.

Я расскажу вам про наше житье - бытье, как на Руси-матушке жили-поживали.

- Проходите гости дорогие, будьте, как дома.

-А вы какие знаете пословицы о гостеприимстве?

Дети отвечают:

«-Хоть и не богаты, а гостям мы рады»

- «Гостей за обе руки берут, да в красный угол сажают».

-«За хлеб и соль не платят. Кроме спасибо».

«Чем богаты, тем и рады, чем хата богата, тем и рада».

«Хлеб, соль кушай, а хозяина слушай».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Вы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадаете и расскажите. Для чего нужны эти предметы.

-В избе – изба, на избе – труба.

Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печка)

-Стоит толстячок, подчинивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (самовар).

Черноват,худоват без копыт, а рогат. (ухват)

Черныш-загорыш,

Куда понхал,

Впечь на ухвате кашу варить. (чугунок).

Не ботинки и не тапки,

А из лыка плетёные … (лапти).

Ответы детей.

Бабушка Печка занимает самое большое место в моем доме. Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

-Что вы видите у меня в горнице? (ответы детей)

-Да, в горнице у меня есть и прялка, и одеяло на кровати лоскутное, и половичок рукодельный, и люлька для малютки.

Вот так я живу.

-Ребята, пока я вас встречала, не успела, приготовить вам угощение, вы мне поможете приготовить бараночки. В печи их испечём, да чайку попьём.

Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.

- Ребята, кто мне напомнит, как лепить бараночки?

Дети говорят, что надо тесто разделить на две части. Затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень и в печь для запекания.

А пока бараночки мы лепим,я вам докучную сказку расскажу.

«Жил-был дед со старухой

Была у них избушка, а в избушке лохань,

А в лохани мочало

Не сказать ли вам сказку сначала?»

-Расскажите, какую вы знаете докучную сказку.

Дети рассказывают «Пришёл медведь к броду…»

-Вот какие красивые получились бараночки, сейчас мы их в печи запечём (ставим бараночки в печь).А пока они пекутся, мы с вами поиграем в народную игру.

-На Руси всегда играли в народные игры.

Проводится музыкальная игра «Прячься, зайка» (зайчика выбирает считалкой ребёнок).

Дети: Зайка серый, где бывал? Что зайчишка ты видал?

Зайка: Видел я как трубы брали, ту-ру-ру они играли.

(дети изображают трубачей)

Дети: Зайка серый, где бывал, что зайчишка ты видал?

В барабаны зайцы били, зайцы дроби зайцы выводили.

(дети изображают барабанщиков)

Зайка: Я охотников видал, как увидел-убежал. (Зайка убегает, дети топают ногами, изображая охотников.

-А мы с вами ещё и закличку знаем:

-Грачи летят, на всю Русь трубят.

Дети:

-Гу-гу-гу, нас не догнать никому!.

Воспитатель:

-Журавли летят, на всю Русь кричат.

Дети:

-Гу-гу-гу,нас не догнать никому.

Воспитатель:

-Поросята летят, поросята визжат.

Дети:

-Хрю-хрю-хгю, надоело нам в хлеву.

Дети подходят к окну и рассказывают закличку о весне:

Весна! Весна красна!

Тепло солнышко!

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Словесная игра «Старинное словечко».

(Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза).

Ребята, пока мы играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки (предварительно в печку поставили противень с уже готовыми баранками) ставит на стол и просит ребят подуть на баранки, чтобы они скорее остыли. Ребята дуют и удивляются, что баранки совсем настоящие.

Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости и предлагает ребятам пройти в группу, помыть руки и попить чай с баранками.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад!» .

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у бабушки Пелагеи»
Опубликовано: 20 июня 2014 в 19:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД