Характеристика оздоровительной программы и основы методики ее разработки

Татьяна Басова
Характеристика оздоровительной программы и основы методики ее разработки

Следует четко уяснить, что оздоровительная программа — это не набор лечебно-профилактических или физкультурных мероприятий. Она представляет собой систему мер, направленных на оптимизацию оздоровительной деятельности и ее модернизацию. Такая программа позволяет выделить приоритетные направления оздоровительной деятельности и наполнить их конкретным содержанием. Цель оздоровительной программы — создание надежной системы управления качеством оздоровительной деятельности, а также механизма привлечения к ее реализации различных ресурсов (интеллектуальных, технологических, материальных).

Различают следующие виды оздоровительных программ: базовую, профильную и инновационную.

Базовая программа включает все направления деятельности дошкольного учреждения в отношении обеспечения здоровья и полноценного физического воспитания детей, а также их безопасности во время пребывания в дошкольном учреждении. Она разрабатывается в полном соответствии с нормативно-инструктивными требованиями к обеспечению здоровья детей. Соответственно состоит из нескольких разделов: информационно аналитического, проектно-технологического (включающего и лечебно-профилактические и здоровьесберегающие педагогические технологии, ресурсного обеспечения и управления каче-ством оздоровительной деятельности.

Информационно-аналитический раздел должен содержать данные о результатах работы по снижению заболеваемости, состоянию здоровья детей/данные социально-гигиенического скрининга семьи, а также об уровне профессионализма коллектива и имеющихся условиях содержания детей.

Проектно-технологический раздел включает блок парциальных оздоровительных технологий.

Раздел «Ресурсное обеспечение» включает мероприятия по созданию и модернизации условий оздоровительной деятельности, обновление материально-методической базы, мероприятия по повышению квалификации персонала и привлечению инвестиций.

Раздел «Управление качеством оздоровительной деятельности» представляет систему контроля и оценки результативности оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Базовая оздоровительная программа по существу является и тактическим и стратегическим инструментом управления реализацией оздоровительных технологий. Благодаря ее наличию учреждение способно разработать полный цикл оздоровительной деятельности, а также обозначить и реализовать скрытые резервы дошкольного учреждения и вступить на инновационный путь развития оздоровительных технологий. Но основное ее достоинство заключается в том, что она обеспечивает выверенность каждого шага в обеспечении укрепления здоровья детей.

Профильная оздоровительная программа разрабатывается в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида. Она в принципе ничем не отличается от базовой оздоровительной программы, но включает еще и лечебный блок (например, в учреждениях для детей с нарушениями зрения, слуха и т. п.).

Инновационная оздоровительная программа включает систему нетрадиционных подходов к оздоровительной практике, получивших положительную экспертную оценку. Инновационные технологии оздоровления, как мы уже указывали выше, могут использоваться только в тех в дошкольных учреждениях, которые имеют успешный опыт традиционных оздоровительных практик. Инновационная оздоровительная программа предусматривает либо внедрение новых технологий, разработанных наукой или практикой, либо собственную их разработку и апробацию. В этом случае учреждению необходимо получить официальное разрешение на подобную деятельность, поскольку всё, что относится к здоровью воспитанников, не может осуществляться исключительно по собственной инициативе, без надлежащего контроля.

Разработка оздоровительной программы начинается только после определения концептуальных подходов к созданию системы оздоровительной деятельности. Система обычно представляется в виде модели, а ее графическое изображение служит основой для разработки оздоровительной программы.

В соответствии с разработанной идеальной моделью системы оздоровительной работы проводится сбор необходимой информации: о состоянии здоровья и физического развития воспитанников; о качестве деятельности персонала в направлении обеспечения здоровья детей, о наличии соответствующих условий, качестве контроля и т. п. Кроме того, необходимо сделать сравнительный анализ результативности оздоровительной деятельности с результатами других дошкольных учреждений, а также оценить уровень заболеваемости в данном дошкольном учреждении со средними показателями по району или городу. Как правило, в процессе сбора и обработки подобной информации обнаруживаются сильные и слабые стороны деятельности дошкольного учреждения и серьезные пробелы в решении проблем обеспечения здоровья дошкольников.

Затем следует сгруппировать оздоровительные мероприятия по определенным признакам, например, профилактические, диагностические, лечебные и т. д. Сгруппированные мероприятия являются, по существу, парциальными (частичными) программами, благодаря которым реализуется определенное направление оздоровительной деятельности.

Каждое направление оздоровительной работы решает вполне конкретные задачи. Поэтому, прежде чем структурировать содержание каждого раздела программы, важно продумать блок задач.

После того как программа в целом будет «собрана», необходимо в качестве приложения к ней, составить план оздоровительной работы на текущий год. Это связано с тем, что программа должна учитывать не только актуальные (сегодняшние) возможности дошкольного учреждения, но также и будущие. Поэтому программа и носит стратегический характер.

Программа оформляется как классический документ, в структуре которого обязательны:

1. Выходные данные о дошкольном учреждении;

2. Пояснительная записка, в которой обосновывается актуальность оздоровительной деятельности для данного учреждения, ее базовые цели, задачи, основные принципы и ожидаемые результаты. В ней также указывается авторский коллектив разработчиков и группа лиц, ответственных за ее реализацию, а также сроки действия программы.

3. Разделы программы, где в каждом разделе должен быть указан ожидаемый результат.

4. В качестве приложений приводится план работы на текущий год и аналитико-диагностические методики, в соответствии с которыми коллектив может оценивать результативность своей деятельности.

«Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения»

Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения рассматривала в первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Срок реализации 1 год.

Пояснительная записка.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека.

Программа «Здоровье» - это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развтитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно – оздоровительной работы заключается в том, чтобы, способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития ребенка.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; он а аккумулирует в себе результат использования имеющих средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Цель: улучшение физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенности. Обеспечение физического здоровья воспитанников, способствование совершенствованию и развитию основных систем жизнеобеспечения организма.

Задачи:

• Развивать адаптационные процессы, способность организма противостоять неблагоприятным воздействиям

• Создавать условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности

• Формирование осознанного отношения к своему здоровью

• Обеспечение физического психического развития

• Организация оптимального режима дня

• Обеспечение гигиены тела и нервной системы детей

• Обеспечение оптимальных темпов прироста физических качеств детей: выносливости; силы, ловкости, гибкости, быстроты

Основные разделы программы

1. Бережем свое здоровье

Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Формирование умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.

Приучение детей к соблюдению режима дня

Формирование привычки ежедневно делать зарядку, заботиться о чистоте своего тела.

Знакомство с профессией врача.

2. Образовательная область «Здоровье»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

При небольшой помощи взрослого пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Умеет самостоятельно есть.

3. Формы работы с семьей по оздоравливанию детей

Санпросветработа, пропагандирующая еще гигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы.

Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка.

Участие родителей в составлении индивидуальных планов оздоровления детей.

Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоравливания. (дыхательная гимнастика, ЛФК, самомассаж, разнообразные формы закаливания).

4. Оздоровительная утренняя гимнастика

Основные отличия оздоровительной утренней гимнастики от традиционной гимнастики заключаются в следующем:

Цель оздоровительной утренней гимнастики — создать детям хорошее настроение и поднять мышечный тонус.

Отличие в длительности гимнастики. Оздоровительная гимнастика может длиться от 10-15 минут.

Отличие в месте проведения. Только в неблагоприятную погоду гимнастика может проводиться в помещении. В остальное время она организуется только на свежем воздухе.

Отличие в методике проведения, которая определяется ведущей целью.

5. Интнгративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями.

Самостоятельно или при большой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.

6. Образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.

7. Материалы и оборудование для физического развития детей:

- Горки;

- Лесенки;

- Скамеечки;

- Туннели;

- Домики;

- Игрушки – качалки;

- Модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов;

- Веревки;

- Дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения;

- Массажные дорожки и коврики с разным покрытием;

- Сухой бассейн;

- Мини – маты;

- Трехколесные велосипеды;

- Мини – стадионы.

Все эти приспособления побуждают малышей залезать, подлезать, проползать, подползать, перешагивать, прыгать и т. д.

8. Виды закаливающих процедур в дошкольном учреждении:

Обмывание прохладной водой (не ниже +20С): кистей рук; предплечья; лица и предплечья; лица, предплечья и верхней части груди (общее время процедуры от 10 сек. До 20-30 сек);

Ходьба босиком (органиченное время, ходьба по мокрым дорожкам (от 10-15 сек до 1 мин):

Воздушные ванны: нахождение детей в помещении в облегченной одежде; в маечке без рукавов и трусиках на физкультурных мероприятиях; дневной сон без маечек.

9. Оздоровительное прогулка

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

Расширение кругозора.

10. Физкультурно – оздоровительная работа

Целенаправленная физкультурно – оздоровительная работа в детском саду способствует постепенному снижению уровня заболеваемости дошкольников. Это достигается за счет следующих факторов:

- наличие физиокабинета;

- фитотерапия;

- организация и проведение физкультурных занятий, досугов, развлечений;

- коррегирующая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- натуротерапия;

- пальчиковый массаж.

Физкультурные занятия включают в себя компоненты коррегирующих упражнений с целью профилактики и лечения нарушений осанки. Сколиоза. Обязательным для занятий физкультурой является дифференциация нагрузки.

Диагностики физического развития

Дата Диагноз Здоровье Группа здоровья Физическое развитие Двигательная активность Физкультурная группа Рекомендации специалиста

ЗД ЧБ ЭБ 1 2 3 4 норма откл. 1 2 3 4 1 2 3

Условные обозначения:

ЗД – здоровые дети, не болевшие в течение прошлого года;

ЧБ- часто болеющие дети (более 4 раз в год);

ЭБ – эпизодически болеющие дети.

Норма – гармоническое соотношение роста, веса, окружности груди.

Отклон. – отклонение в гармоническом физическом развитии (завышенные, (заниженные) рост, вес, объем грудной клетки (предрасположенные к заболеваниям дыхательной системы).

Двигательная активность

1-я группа – средняя, нормальная ДА;

2-я группа – малоподвижная, низкая ДА;

3-я группа – повышенная. Большая ДА.

Публикации по теме:

Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире Цель диагностической программы – выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста.

Макет для разработки циклограммы воспитателя по организации совместной организованной образовательной деятельности .

Мастер-класс для воспитателей «Значение игрового стретчинга как оздоровительной методики» Мастер – класс для воспитателей «Значение игрового стретчинга как оздоровительной методики» В последнее время отмечается тенденция к использованию.

Консультации для воспитателей «Правила разработки дидактической игры для дошкольников» Этапы разработки дидактической игры Образовательные области (для определения задач в игре) • Познавательное развитие • Социально-коммуникативное.

Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики»Проект программы кружка физкультурно-оздоровительной направленности «Ласковые ежики» Каждый день воспитателю приходиться придумывать, что - нибудь интересненькое для своих воспитанников. В нашем детском саду, я подменный.

Разработка оздоровительной программы по ЛФК в дошкольном учреждении Пояснительная записка. Информационная часть программы: Вид программы - оздоровительная Направление программы - лечебная физкультура Срок.

Содержание программы воспитателя по ФГОС. Разработанна на основе программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы. Содержание: I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка…. 1.2. Цели и задачи реализации программы….

Технологическая карта разработки программы краткосрочной образовательной практики по выбору детей (КОП) Система краткосрочных образовательных практик по выбору детей (КОП)в свете современных требований к дошкольному образованию является механизмом.

Технология разработки программы развития ДОО - титульный лист; - паспорт программы; - информация о ДОУ; - проблемно ориентированный анализ состояния образовательного процесса; - концепция.

Значимые характеристики детей раннего и дошкольного возраста для разработки и реализации рабочей программы Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Социально-коммуникативное развитие • развивается самостоятельность; • складывается произвольность.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Характеристика оздоровительной программы и основы методики ее разработки
Опубликовано: 9 марта 2016 в 10:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Торт для сюжетно-ролевых игр»
В этой публикации, уважаемые коллеги, расскажу, для чего делала розы из фоамирана ( мастер-класс в предыдущей публикации . Все мы знаем, как дети любят...
Занятие с использованием технологии продуктивного чтения и слушания в...
Конспект занятия с использованием технологии по продуктивному слушанию и чтению для детей подготовительной группы Тема «Как заяц в прятки играл » Задачи:...
Консультация для родителей «Игры-развлечения вместе с мамой»
Прикосновения стимулируют выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых ( родителей, педагогов) – не только ключ к созданию...
Фотоотчёт о проведении родительского собрания в нетрадиционной форме в возрастной...
Цель собрания: • подведение итогов совместной деятельности воспитателя и родителей за первый год пребывания детей в группе; Задачи: познакомить родителей с...
Отчет по самообразованию педагога «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»
Тема: «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» Вид проекта: групповой, познавательно - творческий. Продолжительность:3 месяца ( с 20 января - март)...