Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ирина Владимировна Куликова
Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

(слайд 1)

Представляю Вашему вниманию презентацию по теме: «Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время произошли изменения в российском образовании, с введением Федерального государственного стандарта одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Поэтому, перед педагогами ставится задача на этапе дошкольного образования воспитать не только физически развитого, и грамотного ребенка, но развить творческую, с духовным богатым началом коммуникабельную личность, для дальнейшей социализации в современном обществе.

(слайд 2)

На основании этого в МБДОУ №78 «Ивушка», была определена работа по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В ходе работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть

его в природе, в быту, в общественных событиях, в поступках людей. Воспитывать у детей желание быть активными участниками созидания прекрасного в жизни.

2. Учить детей дошкольного возраста видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина, театр, игра и т. д.).

3. Учить детей активно и качественно проявлять себя в

различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов,

пересказе, а также в творческой деятельности (рассказывании, рисовании, лепке, конструировании в творческой игре, театральной деятельности).

(слайд 3)

Реализация задач эстетического воспитания предполагала: эффективное содержание педагогического руководства, включающие в себя разнообразные обучающие и игровые методики данного направления, и тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: дошкольников, родителей воспитанников и педагогов.

(слайд 4)

Эстетическое воспитание детей - далеко не новый предмет исследования. Проблема эстетического воспитания вызывала огромный интерес людей во все времена. Н. К. Крупская считала, что эстетическое воспитание – это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно – эстетической деятельности.

(слайд 5)

Н. А. Ветлугина считает, что эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно – декоративного творчества, творческих игр).

Эстетическое воспитание необходимо осуществлять при помощи специальных средств. Средства эстетического воспитания рассматривала В. И. Логинова. К ним она относит все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей, — это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении. Важным средством эстетического воспитания является творческая деятельность детей, в том числе и игровая. Особое значение в решении задач эстетического воспитания имеют театрализованные игры.

Как справедливо отмечал Л. С. Выготский - «Самый короткий путь эмоци-онального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, эстетическому развитию - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать ребенку игра-драматизация».

(слайд 6)

Одним из направлений работы по эстетическому воспитанию дошкольников стало - использование игры-драматизации в образовательной деятельности детей.

Мы полагаем, что именно игра-драматизация - являясь наиболее распространенным видом детского творчества, «основанная, по утверждению Л. В. Артемовой на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными эмоциональными, духовными переживаниями», иначе говоря, игра - драматизации является средством развития эстетического воспитания детей

(слайд 7)

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

Педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Эстетическое влияние театрализованных игр, или игр - драматизации, как замечает автор, может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно – эстетическое переживание, которое, в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не только зрители, сколько активные участники.

(слайд 8)

По мнению Н. Е. Васюковой, театрализованные игры способствуют:

• приобщению к высокохудожественной литературе;

• развитию таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа, представления о его многогранности и множестве возникающих в связи с ним ассоциаций;

• приобщению к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• созданию выразительного художественного образа;

• развитию пространственного воображения как основы «проектного мышления», творческого замысла, прогнозирование результата;

• организации коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

• обучению самостоятельного нахождения приемов изображения, материалов.

Театрализованные игры, игры-драматизации разыгрываются как по заранее подготовленному сценарию, так и по импровизации, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. В театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, эмоционально дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство эстетического воспитания. Театрализованные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной эмоциональной деятельности. Даже в хороших условиях ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

В словаре С. И. Ожегова театрализованная игра или игра - драматизация трактуется как умение «. переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы (как рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене)».

А. Н. Леонтьев определяет театрализованную игру как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, до эстетического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях эстетического воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

(слайд 9)

МБДОУ №78 «Ивушка» реализует ООПДО, составленную, с учетом ФГТ, на основе программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. Н. Гурович. В данной программе, в разделе «Творческие игры», для групп старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и (6-7 лет) предусмотрены разыгрывание театральных, режиссерских игр и игр – драматизаций, сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий; разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками – самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток.

Театрализованные игры в данных возрастных группах, по мнению авторов программы «Детство», будут способствовать более успешному эстетическому воспитанию, поскольку творческое создание разных игровых образов в играх – имитациях (животные, птицы, растения, будут обеспечивать выразительную передачу их действий, физического состояния, смену настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, «немое» кино, волшебные картины).

(слайд 10)

Разработка и реализация методического комплекса, направленного на эстетическое воспитание в процессе игры-драматизации детей старшего дошкольного возраста включил в себя:

- создание качественной предметно-пространственной среды, театральной студии, кружка или сказочного уголка творчества детей с разнообразными атрибутами, костюмами, масками, шапочками, разными видами кукольного театра;

(слайд 11)

- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми, таких как игровое творчество на основе литературного произведения;

(слайд 12)

- целенаправленное и разностороннее планирование разных видов деятельности, таких как песенное творчество и импровизация на детских музыкальных инструментах;

(слайд 13)

Танцевальное творчество. Упражнения на развитие пластики, ритмики. Исполнение танцевальных этюдов, придумывание движений под заданную музыку или тему;

(слайд 14)

Кукольное творчество. Знакомство с разными видами кукольных театров, овладение навыками управления куклами;

(слайд 15)

Учет индивидуальных особенностей детей, уровня развития творческих способностей проходил как в непосредственно-образовательной деятельности (НОД, так и на индивидуальных занятиях по основам актерского мастерства, например: работа у зеркала, упражнения на эмоции;

(слайд 16)

Специальные подготовительные тренинговые занятия, а именно ритмопластика, пантомима, игровые упражнения на воображаемую ситуацию, использование разных атрибутов, масок и шапочек;

(слайд 17)

Действия с воображаемыми предметами, создание образов с помощью выразительных пластических движений, эмоций, выразительное озвучивание героев;

(слайд 18)

Совместное участие детей и взрослых (педагогов и родителей) в изготовлении атрибутов, костюмов, кукол и декораций;

(слайд 19)

Полученные данные в результате мониторинга воспитанников и опроса родителей, показали, что после реализованного методического комплекса у детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры-драматизации, характера персонажа с помощью движения, речи, мимики, пантомимики. Дети научились придумывать сказки, истории, сочинять танцы, эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, стихи, стали проявлять творческие способности в других видах деятельности

Таким образом, можно отметить, что между театрализованной деятельностью и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных игр. Игра-драматизация, действительно оказывает положительное воздействие и является эффективным средством эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги обеспечивают в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

(слайд 20)

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 сентября 2013 в 17:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...