МААМ-картинки

«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Светлана Прокопьева
«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего

дошкольного возраста»

Составители: Арзамасцева М. Н., Прокопьева С. В.

Возрастные особенности младших дошкольников таковы, что малыши еще не могут полностью понять и принять важность выполнения культурно-гигиенических действий просто при условии наказа от взрослого. Поэтому важно подобрать средства, с помощью которых сформируется к ним положительное отношение и постепенно произойдет осознание - зачем ребенок все это делает.

Публикация «„Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Многие ученые, психологи и педагоги (Удальцова Е. Н., Бондаренко А. К., Урунтаева Г. А., Ю. А. Афонькина и др., отмечают, что одним из таких эффективных средств в младшем дошкольном возрасте является игра, как ведущий вид деятельности.

Игры по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены, по формированию навыков раздевания, одевания и умывания, по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом.

Используя разнообразные игры, воспитатель формирует и закрепляет у детей умения и навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм.

Дидактическая игра делает процесс обучения более лё гким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Для развития культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать все виды дидактических игр:

1. Настольно-печатные игры. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.

2. Словесные игры. Они отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.

3. Игры с предметами (игрушками). Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.

Основная цель дидактических игр по усвоению культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности дошкольников.

По мнению авторов современных педагогических технологий Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой – для формирования культурно-гигиенических умений очень подходят игры – эксперименты (тесно связанные с дидактической деятельностью). Основное действие для ребенка в таких играх — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Их цель заключается не только в развитии у детей познавательного интереса, но и в практическом закреплении культурно-гигиенических умений.

Например, игра «Мыльные перчатки» знакомит детей не только со свойствами мыла, но и обучает их тщательному намыливанию рук со всех сторон.

Мощная потребность детей в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом.

В качестве еще одного примера можно привести разнообразные приспособления (из системы Монтессори, подготавливающие детей к упражнениям в обыденной жизни. Здесь используются различные рамки, а также игрушки из материи или кожи, с помощью которых дети учатся: соединять и разъединять крючки и петли, застегивать пуговицы или выполнять шнурование и т. д.

Играм-экспериментированиям свойственны пробы и ошибки, что помогает повторять действия по гигиене и самообслуживанию в разной форме, тем самым, закрепляя приобретаемые умения.

Также, для развития культурно-гигиенических умений и навыков целесообразно использовать и сюжетно-ролевую игру.

В играх детей младшего дошкольного возраста находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (парикмахерская, семья, детский сад). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.

Но наиболее востребованы у малышей игры с куклами, которые являются для них самыми близкими партнерами по игре. Детские психологи Ю. А. Афонькина и Г. А. Урунтаева советуют: «Обратите внимание на игры малыша - вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетой. Нужно ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой».

Чтобы культурно-гигиенические умения прививались гармонично можно предложить детям следующую сюжетно-ролевую игру: внести в группу большую куклу, сказать, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем прививают кукле культурно-гигиенические навыки. Кукла иногда даёт оценку действиям детей.

Таким образом, игры становятся показателем рассматриваемых нами навыков, а они, в свою очередь, обогащают содержание детских игр.

Также, для развития у детей культурно-гигиенических умений полезно использовать игры-драматизации и игры-этюды.

Подобная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей.

Для организации игр-драматизаций можно использовать следующие произведения:

гигиена: А. Кондратьев «Мыло», «Щетка и расческа», Э. Мошковская «Уши», И. Токмакова «Гном»…;

прием пищи: И. Токмакова «Ай да суп», Г. Лагздынь «Куклу кормили», Э. Мошковская «Маша и каша»…;

опрятность: потешки: «Уж я косу заплету», «Завяжу потуже шарф», В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Э. Мошковская «Митя и рубашка»…;

бережное отношение к вещам и игрушкам: М. Александрова «Что взяли – клади на место!», Е. Благинина «Приходите, поглядите!», А. Барто «Лошадка»

Поскольку разнообразие игр–драматизаций достигается посредством игровых атрибутов, полезно будет использовать: настольный и плоскостной театры, резиновые реалистичные игрушки, которые ребенок может удерживать в руках и проводить игровые действия (например, помыть поросенка для игры – этюда «Купание»); можно использовать театральные куклы: би-ба-бо, пальчиковые, на ложках и т. д.

Безусловно, огромную роль в успешном развитии культурно-гигиенических умений и навыков у детей играет взаимодействие педагогов с семьями малышей. Очень важно проводить тематические родительские собрания, размещать стендовые консультации, проводить индивидуальные беседы и анкетирование. А также, полезно вовлекать родителей в участие в играх, мастер-классах, театрализациях и т. д. Можно, например, на собрании или открытом занятии предложить ситуацию, где взрослый и ребенок поменяются местами и «мудрый» малыш будет помогать «несмышленому» взрослому правильно выполнять те или иные культурно-гигиенические действия.

В заключение, необходимо отметить, что при организации любого вида игровой деятельности важно организовать следующие условия:

1. Игровая среда должна быть привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий.

2. Осваиваемые действия (следующие в строго установленном порядке) должны быть разделены на ряд операций. Это способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

3. Игры должны повторяться. Необходимы многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения).

4. Необходима индивидуальная работа с каждым ребенком. Нужно учитывать уровень развития и темп овладения культурно-гигиеническими навыками.

5. Обязателен контроль над освоением навыков : наблюдение за детьми, мониторинг детского развития.

6. Взрослые должны безукоризненно выполнять все гигиенические и культурные требования (как пример для подражания).

7. Во время игры необходимо создание положительного эмоционального настроя у детей.

8. Важны культура проведения игр с детьми: эстетика и подбор материалов.

9. Будет полезным применение технических средств обучения : магнитофон, фильмоскоп, подборка дисков, телевизор).

10. Также важна правильная организация игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей : подбор мебели по росту, использование динамических минуток, оказание помощи и др.

В качестве вывода хотелось бы сказать, что используя грамотно организованную игровую деятельность по развитию культурно-гигиенических умений и навыков - мы постепенно прививаем детям привычки, формирующиеся, в дальнейшем, в положительные черты характера. Усваивая, при помощи взрослого, определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер». Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия. Прививая ребенку культурно-гигиенические навыки - взрослый закладывает основу для формирования таких черт характера, как чистоплотность, аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. А привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся его второй натурой! Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. - М., №6, 1966.

2. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М. : Просвещение, 2005.

3. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. - Мозаика-Синтез, 2008.

4. Фролова Н. В. Способы развития самостоятельности в дидактических играх. - М. : ЭКСМО, 2009. - 234 с.

5. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей : Учебно-игровой комплект для детей дошкольного возраста. / Под ред. Мамаевой И. С. ; худ. Прокофьев С. А., Махов И. В. - М. : Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА, 2007.

6. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» МКДОУ «Д/с № 36» Воспитатели:.

Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста «Чистота-залог здоровья» Формирование культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. «Чистота-залог здоровья». Автор: Франц Елена Павловна Должность:.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (опыт работы)Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (опыт работы) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется поделиться своим педагогическим опытом по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Конспект ОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Научим хрюшку мыть руки» Конспект ООД в младшей группе «Научим Хрюшку мыть руки» Цель занятия: формировать культурно- гигиенические навыки детей во время мытья рук.

Конспект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе младшего возраста (3–4 года)   Тема занятия: Формирование культурно-гигиенических навыков.   Программные задачи: 1. Продолжать учить детей намыливать руки до образования.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста» Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый.

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Тип проекта: Познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители. Актуальность.

Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста Муниципальное казенное дошкольное учреждение Национальный детский сад № 16 «Бадм цецг» Проект по формированию культурно-гигиенических.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровые методы Речь 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться со своим опытом работы, а поможет мне в этом электронное портфолио.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1. Объём и содержание культурно-гигиенических навыков у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игра как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 июня 2016 в 14:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД