Игровое поведение детей раннего возраста

Галина Столбова
Игровое поведение детей раннего возраста

Игра – это одно из важнейших средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности.

Главной задачей взрослого, воспитывающего ребёнка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. (К. Л. Печора «Развиваем детей раннего возраста»)

І часть. В течение недели велось наблюдение во время свободной игры детей.

Степан П., 2года – мальчик необщительный, немного замкнутый, чаще играет один, не любит когда кто-то ему мешает. Требует к себе внимания со стороны взрослого. Не конфликтует. Любимые игрушки – машинки и пластмассовый конструктор. В своей игре предметы-заместители не использует. Игру не сопровождает речью, т. к. мало и плохо разговаривает, но внимательно слушает слова взрослого и повторяет различные действия за воспитателем. Игры мальчика односложны, игрушками старается не делиться.

Алина В., 2г. 4м. – девочка общительная, подвижная, легко влилась в коллектив. Играет с детьми, любит помогать взрослым, конфликтов с детьми нет. Алина очень любит готовить, кормить кукол. Однажды я её спросила: «Чем ты хочешь угостить куклу?» она тут же повертела головой и нашла деталь конструктора, и на своём «ломаном» языка сказала, а я поняла, что это было не то печенье, не то конфета. Девочка в своей игре использует предметы-заместители – деталь конструктора – печенье, вафля, конфета; палочка – ложка, нож и т. д. Игру свою сопровождает речью, хотя не всегда понятной.

ІІ часть. В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психологическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами рассматривания предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Речь находится в стадии активного формирования.

В различных режимных моментах использовала следующие игры:

«Делай, как я»

«По узенькой дорожке»

«Солнышко и дождик»

«Спрятанные пальчики»

«Солнечный зайчик»

«Кукла заболела»

«Приходите в гости к нам»

В мини-группы детей можно объединить с одинаковым уровнем развития, а так же детей одного возраста.

Игры-занятия должны быть доступны детям, с понятным содержанием и тогда дети получат удовольствие от выполненных игровых действий.

Игры-занятия решались через следующие задачи:

продолжать формировать наглядно-образное мышление;

развивать восприятие, внимание, память детей;

активизировать речь детей;

воспитывать дружеские взаимоотношения;

формировать опыт поведения в среде сверстников;

расширять опыт ориентировки в окружающем.

При планировании занятий следует использовать только те средства наглядности, которые активизируют восприятие, повышают его целенаправленность.

Учитывая несформированность произвольного внимания, следует подбирать игры с элементами сюрприза. Интерес ребёнка к занятию, игре определяется яркостью дидактических пособий и новыми знаниями.

ІІІ часть. Игра-ситуация: «Оденем Катю на прогулку»

Цель: Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материал: два-три комплекта верхней одежды для кукол (колготки, рейтузы, кофта, обувь, пальто, шапка, шарфик)

Предварительная работа: Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»; чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Словарная работа: большая, маленькая, синяя, красная, тёплая.

Индивидуальная работа: привлечь детей к повтору слов за воспитателем – Алёша, Маша, Даша.

Ход игры: Воспитатель показывает новую одежду для кукол и говорит: «Катя уже позавтракала и сейчас мы одевать её на прогулку».

Далее спрашиваю у детей: «У ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что мы будем надевать сначала?

- Колготки, правильно, надевает колготки. Моя дочка маленькая, значит ей нужны (какие колготки) маленькие колготки. А у тебя, Маша, какая дочка? Уже большая? Значит ей нужны большие колготки. После колготок надеваем (что) – рейтузы, а после них надеваем сапожки.

- у моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Даша, какие сапожки? (большие, синие).

Надеваем на ножки

Новые сапожки,

Пустили по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить.

Е. Благининой «Новая одежда»

- А теперь мы что надеваем? (Кофту). Алёша, у твоей дочки, какая кофта? (маленькая) как у моей дочки. И ты Маша надень своей дочке кофту. А у твоей Даша, дочки, какая кофта? (большая, красная, тёплая)

- А сейчас что будем надевать? (шапку) У моей дочки шапка маленькая, синяя, а у твоей дочки Алёша, какая шапка? (большая, красная)

- Можно идти гулять? Или ещё что надо надеть куклам? (пальто, шарф)

«Моя Катя маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая».

_ Ну, вот теперь идём гулять с куклами.

При повторении игры с другими детьми можно им спеть песню «Кукла» (музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской):

«На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Тёплый шарфик нужен ей

Чтоб укрыться потеплей».

Игра-занятие: «Чье перышко?»

Задачи: Учить детей узнавать животных по внешнему виду, вырабатывать умение рассуждать;

закреплять знания детей о питании животных и птиц, развивать мыслительные процессы; побуждать активно, включаться в общение с взрослым, откликаться на вопросы, инициативно высказываться; воспитывать чувство сопереживания и желание помочь героям.

Материал: мягкие игрушки – котик, собачка, цыплята, маска «курочки», скамеечка, домик – ширма, корм для животных и птиц, музыкальное оформление.

Активация словаря: мягкая, пушистая, теплая, легкие, воздушные, шерстка, перышки.

Предварительная работа: рассматривание игрушек, чтение потешек, пение песен, проведение п/п.

Индивидуальная работа: активация словаря, согласование существительного с прилагательным – Алеша Г., Алеша Б., Аня, Ярослав.

Методы: наглядный – показ игрушек-животных, птиц, использование маски; словарный – вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей; игровой – «найденное» воспитателем маленькое перышко.

Ход:

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что я нашла по дороге в детский сад! (Дети рассматривают). Давайте поищем, может быть, еще найдем перышки? (Каждый малыш находит по заранее приготовленному перышку).

Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, легкие и умеют летать. Сейчас я положу перышко на ладонь и подую на него – полетело перышко. А вы так умеете? (Дети дуют, играют с перышком).

Как вы думаете, кто потерял эти перышки? Чьи они? Может быть они кому-то нужны? (ответы детей). Пойдемте по ровненькой дорожке искать, кто же потерял эти маленькие перышки, а чтобы они не улетели, положим, их в корзинку.

Проводится игровое упражнение «По ровненькой дорожке». (Дети идут друг за другом и выполняют движения в соответствие с текстом).

«По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки –

Топ – топ – топ.

По камушкам, по камушкам,

В ямку бух …»

(приседают)

Воспитатель подводит детей к скамеечке.

- Посмотрите, кто здесь лежит? Чей это хвостик выглядывает? (Ответы детей). Правильно, это котик. Какая у него шубка мягкая, пушистая. (дети гладят игрушку).

Воспитатель рассказывает потешку, а дети хором помогают:

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые».

Воспитатель: Как вы думаете, может, это его перышки? (Нет, у него шерстка). Значит, эти перышки потерял не котик. Давайте угостим его чем-нибудь и пойдем дальше. Что любит котик? (Ответы детей). Настя, налей котику молока. Пожелаем ему приятного аппетита. До свидания, котик.

Снова проводится игровое упражнение «По ровненькой дорожке». (Дети подходят к ширме).

- Посмотрите: Что это? (Домик, будка). Кто здесь живет? Давайте в окошко заглянем. Кого вы увидели? (Ответы детей). Как зовут собачку? Конечно, это наша собачка Жучка. Позовите её: «Жучка, выходи!»

Исполняется песня «Вот собачка Жучка!»

«Вот собачка Жучка,

Хвостик – закорючка,

С детками играет,

Очень громко лает –

Гав – гав – гав!»

- Есть у Жучки перышки? (Нет. У не шерстка, как у котика: мягкая, теплая). Значит, это не Жучка потеряла перышки? Давайте угостим Жучку и пойдем дальше. Чем мы её угостим? (Ответы детей). Ешь косточку, приятного аппетита, Жучка! А мы пойдем искать дальше, чьи же это перышки.

Снова повторяется и/у «По ровненькой дорожке».

- Дети, вы ничего не слышите? Кто-то пищит: пи – пи – пи. Давайте поищем. (Дети находят цыплят). Кто это? (Цыплята). Какие они? (Ответы детей). Маленькие, пушистые. Как они пищат? («Пи – пи – пи»). Наверно, они замерзли без мамы – курочки. Давайте, возьмем цыплят в ладони и погреем их, подышим на них. Посмотрите, что у цыплят: шерстка или перышки? (Ответы детей). Значит, чьи это перышки? Кто их потерял? Давайте положим перышки цыплятам в гнездышко, чтобы им было тепло и мягко. А вот и мама – курочка пришла, красивая, пушистая, тоже в перышках. Она зовет цыпляток погулять, свежей травки пощипать.

Драматизация песни «Вышла курочка гулять!» под муз. А. Филиппенко. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

«Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Ко - ко – ко, ко – ко – ко,

Не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце. (Имитируют движения)

- Наши цыплятки тоже есть хотят. Чем мы их покормим? (Ставит миску с зернышками). Приятного аппетита! Ешьте на здоровье.

Наши цыплятки поели, побегали, устали. Давайте положим их в теплое гнездышко рядом с мамой.

А так, как мы нашли, чьи это перышки, нам пора возвращаться в детский сад по ровненькой дорожке.

Повторяется и/у «По ровненькой дорожке».

«Все ребята - молодцы!

Все ребята – удальцы!

Помашем на прощание

И скажем: «До свидания!»

ІV Краткий анализ.

Работа с детьми данного возраста требует особого подхода. Занятия отличаются своим объёмом, содержанием материала, приёмами. Воспитатель должен хорошо представлять себе психологическую характеристику детей раннего возраста, т. к. каждый ребёнок индивидуален и в этом возрасте их легко можно переключить с одного вида деятельности на другую. Содержание всего материала должно соответствовать детскому опыту – игры должны быть не длинные. Игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности для закрепления навыков и знаний детей. А для того, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, их нужно почаще хвалить.

В нашей группе уровень психологической атмосферы комфортный. Дети бодры и жизнерадостны. Детей всегда встречаю с улыбкой, в группе звучит запись детских музыкальных произведений. Дети учатся общаться с взрослыми; учатся играть, действовать с предметами; учатся слушать и понимать.

Список используемой литературы:

1. Лекции «Дети раннего возраста в детском саду» О. Е. Смирнова, Москва 2010г., Педагогический университет «Первое сентября».

2. «Развиваем детей раннего возраста» К. Л. Печора, Москва 2012г., Творческий центр «Сфера».

3. «Раннее детство: развитие речи и мышления» Л. Н. Павлова, Москва Мозаика-Синтез 2005г.

4. «Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет» Г. И. Губа, Москва 2005г., Педагогическое общество России.

Публикации по теме:

Маленькая исследовательница!Маленькая исследовательница! Как много вокруг интересного и нового когда рядом твой ребёнок с удивлёнными глазами! Так малыши познают что окружающие его предметы.

Весело живём — играючи…Весело живём — играючи… А теперь пришло время познакомить с моими малышами. Показать как мы играем. Игра для них -одно из важных средств познания окружающего мира. Это.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Головоломки
  • Экология
Автор публикации:
Игровое поведение детей раннего возраста
Опубликовано: 10 февраля 2014 в 12:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Наше оригами — творчество
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию работы детей, выполненные в технике оригами, которые были сделаны детьми на занятиях кружка по оригами "Бумажные...
Сценарий районного мероприятия. Фестиваль детского творчества «Радуга талантов»
Сценарий районного мероприятия Фестиваль детского творчества "Радуга талантов" Сценарий районного мероприятия детского творчества «Радуга талантов»...
Беседа «Завтра мы идём в театр»
К большому сожалению, нечасто наши дети бывают в настоящем театре. А ведь в Казани два прекрасных театра для детей, каждый из которых имеет почти вековую...
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в...
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга «Веселые приключения пиратов»
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга "Веселые приключения пиратов" Цель : Создать веселое, положительно-эмоциональное настроение, развивать...