Папки-передвижки

Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников

Вера Атяшева
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников

1. Актуальность программы определена тем, что формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи, осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности, а в этом конечно на наш взгляд поможет игра.

Публикация «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы, в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования. В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, настоящему и будущему своей страны.

Концепция определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Челно-Вершинский район является многонациональным. В нем проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва. Наша задача воспитывать в детях толерантное отношение к другим, уважение к традициям и обычаям народов, желание жить в дружбе и любви, что так необходимо в наше нестабильное время. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законоправных участников) ребёнок должен быть успешным.

Игровая технология является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные дидактические игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

2. Основная идея программы

Программа направлена на игровую деятельность, где формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе.

Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника, который живёт чувствами и с их помощью познаёт и воспринимает окружающий мир. Для нас важно, какие игры будут формировать развитие нравственных качеств ребенка, и при каких условиях становление нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее? Решение данной проблемы осуществляем путем создания условий для формирования в детях нравственных качеств, через игровую деятельность. Считаем, что новизна данного педагогического опыта заключается в обогащении содержания воспитательно-образовательной работы, в создании системы методов и приемов, нацеленных на обучение нравственным нормам поведения дошкольников в игровой деятельности.

Работа в проекте делится на три блока:

1 блок - Мультимедийные игры для дошкольников духовно-нравственного содержания

2блок - Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей.

3блок - Использование игровых технологий в проектной деятельности.

3. Сфера проектирования

1. Использование игровых технологий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников в воспитательно-образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях, в сфере дополнительного образования.

4. Аудитория программы: Педагоги дошкольных образовательных организаций, педагоги дополнительного образования, дети дошкольного возраста, родители.

5. Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям, стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

2. Расширение кругозора, познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей.

3. Повышать компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Формы реализации

1. Работа с педагогами

2. Работа с детьми

2. Работа с родителями

4. Взаимодействие с социумом

При условии успеха реализации программы:

для детей:

- дети получат положительные качества, повысятся стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения;

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников;

- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре;

- педагоги повысят свой профессиональный уровень.

- для родителей:

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Все это, в конечном счете, позволит обеспечить:

• повышение эффективности воспитательной системы;

• качественное улучшение нравственного развития воспитанников;

• укрепление материально-технической базы;

• максимальную адаптацию системы к запросам социума;

• повышение конкурентоспособности.

В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит расширить их путем:

• введения системы культурно-досуговой деятельности семей, проживающих в микрорайоне;

• разработки и реализации индивидуального маршрута развития способностей воспитанников в различных видах деятельности.

При построении системы реализации программы духовно-нравственного воспитания необходимо учитывать принципы:

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• взаимосвязь духовно-нравственного образования со всеми направлениями развития ребенка (познавательного, речевого, физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического);

• творческая самодеятельность детей (активное включение в разнообразные виды творческой деятельности);

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• организация коллективной творческой деятельности средствами театральной и художественной деятельности.

Усовершенствованная система работы структурного подразделения детского сада «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины по духовно-нравственному воспитанию детей включает :

Воспитательно-образовательный процесс :

Учебно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса строится по разработанной учреждением основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования.

Наряду с базисными программами в ДОУ используются следующие парциальные программы:

Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина по ритмической пластике используется в работе с детьми 4-7 лет, которая помогает организовать работу по развитию движений и музыкальных способностей у детей. Программа А. И. Буренина, Т. Сауко раздел: «Топ – хлоп, малыши» по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. Эти программы в своей работе использует музыкальный руководитель ДОУ.

Парциальная программа «Остров здоровья» Е. Ю. Александрова. Авторская программа, утверждена решением экспертного совета при Комитете по образованию Волгограда.

Цель: Обеспечение укрепления здоровья ослабленных, применение эффективных методик закаливания.

Внедрение в практику работы:

Авторская дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» для детей 4-7 лет.

Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

7. Участники программы: руководитель структурного подразделения, специалист управления образованием, педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, логопед, дети, родители.

8. Содержание программы:

1. Направления деятельности: Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников»

2. Содержание деятельности

При организации игр создаем необходимые условия для развития игрового сюжета, создаем предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Организуется и осуществляется игровая деятельность детей последовательно и систематически, активно используются методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету, поддерживаем интерес детей к игре, развиваем инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Игровую форму образовательной деятельности создаем с помощью игровой мотивации. Проблему ставим перед детьми также в форме игровых заданий, вводим элементы соревнования, которые переводят проблему в игровую. Используем игровые технологии, направленные на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.

В ходе использования игровых технологий заметили, что у детей повысился интерес к игре. Они стали более ловкими, гибкими, внимательными, наблюдательными. Сформировалось воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие. Учитывая то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в работе применяем игровые технологии :

игры – развлечения,

народные игры,

конкурсы и викторины,

сюжетно-ролевые игры,

театрализованные игры,

игры фантазии и импровизации

С целью:

социально-коммуникативного развития детей;

повышения уровня познавательных и творческих способностей;

формирования базиса личностной культуры.

Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. В выборе игры следует учитывать состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическую подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых атрибутов, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др., «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель вторая - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третья - отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов.

3. База реализации:

Изучение состояния ресурсной базы СП детского сада «Ромашка» :

- оснащение предметно-развивающей среды в детском саду;

- повышение квалификации педагогов в данном направлении;

- обеспеченность учебно-методическими пособиями.

4. Исполнители. Руководитель, педагоги, родители, дети, специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуры, педагог-психолог, логопед).

5. Форма представления результата

12. Оценка продуктов и результатов проекта/программы

На данном этапе работы педагогами создан и применятся в воспитательно-образовательном процессе электронный сборник мультимедийных игр по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.

Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации:

- дети легче усваивают понятия;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,

- тренируется внимания и память;

- активно пополняется словарный запас;

- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

- развивается воображение и творческие способности;

- развиваются элементы наглядно-образного и креативного мышления;

-повышение мотивации к занятиям.

Мы распределили игры по разделам: «Сказки», «Поступки», «Народные праздники», «Национальности» (быт, традиции, одежда, «Патриотизм».

На сегодняшний день у нас разработано 14 игр:

«Мы живем в России» (подготовительная группа)

«Подбери головной убор» (подготовительная группа)

«Светлые денечки» (старшая группа)

«Путешествие в прошлое» (подготовительная группа)

«Сказка на новый лад» (средняя группа)

«Угадай сказку» (подготовительная группа)

«В гостях у сказки» (старшая группа)

«Что хорошо, что плохо» (старшая группа)

• В мире прекрасного» для детей 5-7 лет

«Мое село – Челно-Вершины» для детей 5-7 лет

«Народные промыслы» для детей 5-7 лет

«Наши любимые узоры» для детей 5-7 лет

• Красочный мир филимоновской игрушки» для детей 5-7 лет

«Веселый Городец» для детей 5-7 лет

Приложение № 1 (диск)

Используемые мультимедийные занимательные игры в сочетании практической и игровой деятельности, способствуют развитию у дошкольников восприятия, памяти, внимания, мышления, позволяет решить проблемную ситуацию, умение самостоятельно приобретать новые знания, помогают эффективно закреплять учебный материал по сравнению с традиционными формами обучения.

Также подобрана картотека народных игр, где мы делаем упор на национальные игры. Наш район многонациональный, детский сад посещают дети разных национальностей, и мы стараемся знакомить и приобщать детей к традициям, обычаям, национальным устоям и играм своего народа.

В картотеке представлены популярные русские, мордовские, татарские и чувашские игры доступные детям.

Народные игры применяем на фольклорных праздниках, развлечениях, досугах, в совместной деятельности, на прогулках, на спортивных мероприятиях. В процессе коллективной игры дети приобретают организаторские способности, проявляют настойчивость и инициативу. С их помощью ребенок начинает активно мыслить, у него расширяется кругозор, развивается двигательная активность и физические навыки.

Картотека народных игр

Приложение №2

Авторская дополнительная образовательная программа «Мир твоей души» для детей 4-7 лет

Приложение № 3

Педагогический проект «Моя родословная»

Приложение № 4

13. Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы

Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые

- разработка локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ

Научно-методические

- функционирование научно-методического совета ДОУ;

- разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации Программы;

- внедрение системы методических консультаций структурных подразделений ДОУ по приоритетному направлению программы экспериментально-опытной деятельности;

- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию новых образовательных технологий.

Кадровые

- создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации новой модели;

- привлечение необходимых специалистов;

Информационные

- мониторинговые мероприятия;

- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации программы экспериментально-опытной деятельности

Материально-технические

- обновление предметно-развивающей среды в группах;

- приобретение технических и дидактических средств обучения;

- оснащение ДОУ оргтехническими средствами :

Финансовые

- смета расходов ДОУ;

- спонсорская и благотворительная помощь;

- предпринимательская деятельность ДОУ.

Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании

Проект «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию :

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Данный проект направлен на формирование самосознания личности дошкольника на национальных основах, в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения.

Преимущества проекта:

- системность

- эффективность

- комплексность

- доступность.

Проект адресован старшим воспитателям и воспитателям дошкольных организаций, педагогам дополнительного образования, руководителям детских кружков и студий.

Публикации по теме:

«Богословские традиции духовно-нравственного воспитания» — моя, уже вторая статья в международном сборнике!«Богословские традиции духовно-нравственного воспитания» — моя, уже вторая статья в международном сборнике! .

«Этнография — неотъемлемая часть духовно — нравственного воспитания детей» Со страниц многих печатных изданий мы слышим призыв к формированию этнокультурной компетентности дошкольника. Что же такоё этнос? В словаре.

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОДДеловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Подготовила:.

Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Чтение художественной литературы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – очень актуальная.

План работы педагогов в рамках РМО по проблемам духовно-нравственного воспитания дошкольников на 2014–2015 год План работы педагогов в рамках РМО по проблемам духовно - нравственного воспитания дошкольников на 2014-2015гг Согласовано: заведующий УМЦ.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Проект духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» .

Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6–7 лет) Проект духовно-нравственного воспитания в подготовительной группе (возраст 6-7 лет) Название: "Кто на свете всех милее?" Дидактическая.

Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 1 слайд: Проектная деятельность «Этих дней не смолкнет слава» как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 2. Тема Великой.

Реализация духовно-нравственного воспитания в формировании здоровьесберегающей среды ДОУ По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 июня 2016 в 20:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД