Лучший педагог года

«Игры и упражнения со звучащим словом». Консультация для воспитателей

Галина Колосова
«Игры и упражнения со звучащим словом». Консультация для воспитателей

У детей шестого года жизни грамматическая структура речи становится более совершенной, словарный запас непрерывно увеличивается (количественно и качественно, также совершенствуется связная монологическая речь, помогающая ребенку планировать и направлять собственные действия.

Такой уровень развития речи старшего дошкольника дает ему возможность понимать и выполнять сложные задания взрослого, связанные с умением наблюдать различные языковые явления.

Какие же задачи должен решать педагог в процессе подготовки детей к обучению грамоте?

Публикация «„Игры и упражнения со звучащим словом“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Работа по воспитанию звуковой стороны речи направлена на формирование интонационной выразительности, четкого и ясного произнесения слов. Поскольку недостатки звукопроизношения не типичны, и дети этого возраста критически относятся к этим недостаткам в своей речи и речи сверстников, воспитатель учит их говорить слова внятно, отчетливо, в соответствии с нормами русского литературного языка, развивает способность к звуковому анализу, интерес к ритмикослоговому строению слова.

После того как дети научатся вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были слышны в них звуки, научатся различать звучание слова и их различную звуковую окраску, воспитатель обращает внимание детей на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания

(длинные и короткие слова).

Таким образом, еще до обучения звуковому анализу слова дети получают четкие представления о том, что короткое слово имеет мало звуков (уж, сыр, лес, поэтому произносится быстро. В длинном слове звучит много звуков (экскаватор, трактор, оно произносится более длительно.

С детьми этого года жизни воспитатель проводит усложненные варианты игр со звучащим словом, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. состоит из звуков, что звуки разные, что их может быть в слове много или мало и располагаются они в определенной последовательности.

Игры и упражнения направлены также и на формирование у детей умения анализировать слоговую структуру слова. Воспитатель учит детей членить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами (ли - са, ли – си - ца). Дети шестого года жизни узнают, что произнесение слогов в слове различно : один слог (ударный) произносится обязательно громче других. И слово воспринимается как законченное звуковое единство только благодаря ударению.

Важным условием успешности работы по ознакомлению детей со звуковым и слоговым строением слова является систематическое проведение пяти - семиминутных игр и упражнений со звучащим словом (в утренние и вечерние часы).

Планируя эти игры, воспитатель учитывает не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку. Если выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то игры планируются с наглядным материалом. И наоборот, если в основной части занятия широко была представлена наглядность, то специальные игры и упражнения должны быть словесными.

Упражнения и игры со звучащим словом планируются и вне занятий, в такие режимные моменты, когда присутствует вся группа (например, на прогулках, во время наблюдений, хороводных игр, вечеров досуга, подготовки к литературным утренникам и т. п.).

Предлагаемые игры, игровые упражнения, занимательные звуковые задачи, воздействуя на чувства детей, заставляют их активно оперировать языковым материалом. Например, такие игры как : «Назови конец слова», «Отгадай, кто в домике живет», «Придумай сказку о словах» и т. д.

Рекомендуемые игры и упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.

Разнообразные формы проявления речевой активности дошкольников заслуживают особого внимания со стороны взрослого. Воспитатель анализирует ответы детей, их суждения, разъяснения, бережно относится к формирующемуся интересу старшего дошкольника к слову. В результате дети быстро усваивают, как нужно правильно выполнять задания, и при выполнении их проявляют элементы творчества.

Публикации по теме:

Пути развития навыков общения и формирования позитивного межличностного взаимодействия у дошкольников в игре Развитие речи у детей дошкольного возраста. Младшая группа (с 2 до 3 лет) К 2 годам до 300 слов. 3-х членные предложения. Увеличивается.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте На шестом году развития ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи. Все чище становится произношение все развернутей фраза,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Игры и упражнения со звучащим словом». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 20:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД