Лучший педагог года

Игры для развития фонематического восприятия

Елена Савельева
Игры для развития фонематического восприятия

«Игры на развитие фонематического восприятия»

П одготовила:

Савельева Елена Николаевна,

учитель-логопед,

МАДОУ № 36 «Центр развития ребенка – детский сад», г. Кемерово

I этап - Игра на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Игра: «Солнце или дождик?»

Цель: учить выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Публикация «Игры для развития фонематического восприятия» размещена в разделах

Материал: бубен, картинки с изображением солнышка и тучки.

Ход игры : Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдём гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце. Вы гуляете, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнётся дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны спрятаться от дождя и сесть на свои стульчики. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Примечания: педагог проводит игру, меняя звучание бубна 3 -4 раза.

III этап - игры на различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра: "Перебеги дорогу".

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Ход игры : Детям предлагается встать в шеренгу. Педагог произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т. п.). При произнесении определенного слова педагогом (например, слова подушка; точка) дети должны перебежать "дорогу" (ковер).

Примечания: игра повторяется несколько раз. При этом педагог может использовать разные наборы слов.

Игра: «Найди свой домик".

Цель: тренировать детей в соотнесении первого звука в названии слова с изображением одной из гласных букв (А, О, У); развитие зрительно-моторной координации у детей.

Материал: три стула - "домика", на каждом из них изображение одной из трех букв - А, О, У; предметные картинки.

Ход игры : На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На каждом из них прикреплено изображение одной из гласных букв (а, о, у). Педагог раздает детям картинки, названия которых начинаются со звуков, а, о, у. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу педагога они должны собраться у своего "домика".

А О У

Игра: "Перейди через болото".

Цель: упражнять детей в определении заданного звука (р) в составе слова - названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

Материал: большие зеленые круги или камешки ("кочки"); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар) и т. д.

Ход игры : На полу раскладываются изображения "кочек" (зеленые круги). Возле каждой из "кочек" кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Педагог предлагает детям перейти через "болото", наступая только на те "кочки", возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

Игра «Добрый слон».

Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию.

Материал: картинки.

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д. ,

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка,

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Примечания: игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.

IV этап - игра на дифференциацию слогов.

Игра: "Бусы".

Цель: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

Материал: фрагменты нанизанных на шнуры бус (по количеству детей в группе, шнуры.

Ход игры : Педагог показывает детям части бус, нанизанные на шнуры (фрагменты состоят соответственно из одной, двух и трех бусинок). Педагог предлагает детям подобрать слова, в которых было бы столько частей (слогов, сколько бусинок на шнуре. Если ребенок дает правильный ответ, его часть бус соединяют с другими. Педагог поощряет детей, ответивших правильно, подчеркивает, что бусы получились длинными.

V этап - игра на дифференциацию фонем.

Игра: "Помоги зайчику перейти через речку".

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков.

Материал: игрушечный зайчик, кубики, болото.

Ход игры : Педагог просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее педагог произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик "перепрыгивает" с одного "камешка" (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик.

Примечание: игра продолжается, пока зайчик не перейдет через "речку".

Список литературы:

1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

2. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М. : Издательство «Сфера», 2010.

3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учеб-метод. пособие к рабочей тетради "От слова к слову». – M., 2007.

4. Смолянская В. С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010.

5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – M. : Гном и Д., 2005.

6. Фомина Т. Г. Фонематический и фонетический анализ слова

Источники:

https://superinf.ru/view_article.php?id=248

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития фонематического восприятия
Опубликовано: 17 января 2024 в 14:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД