МААМ-картинки

Игры-эксперименты по ознакомлению дошкольников с природой родного края

Надежда Лушкова
Игры-эксперименты по ознакомлению дошкольников с природой родного края

«Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала.

Не наукой, а частью души!»

В. А. Сухомлинский (слайд 2)

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Публикация «Игры-эксперименты по ознакомлению дошкольников с природой родного края» размещена в разделах

Ребенок на прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев,провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она

притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Актуальность. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитание любви к Родине. (слайд 3)

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его. Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития

наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы».К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

В связи с этим передо мной стоит цель: ввести детей в мир природы, сформировать у них реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями. Необходимо не только познакомить детей с животным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

Углублять представления о живой и неживой природе родного края;

Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов игр- экспериментов;

Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира. (слайд 4)

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, а точнее игры-эксперименты.

По мнению ряда, педагогов экспериментирование является одним из

методов познавательного развития дошкольников. По определению академика Николая Николаевича Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников,в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Игры-эксперименты – это детская деятельность, в результате которой ребенок

самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе игр-экспериментов воспитатель должен выступать для детей не как

учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло.

Задачи, которые помогают решить игры-эксперименты :

Расширить представления о свойствах воды, песка, воздуха, камня (твердость,

растворимость, мягкость, сыпучесть, плавучесть и т. д).

Расширять представления об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода.

Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать

умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.

Развивать любознательность и познавательную мотивацию, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.

Обогащать активный словарь, развивать диалогическую и монологическую

речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность строится по трё м взаимосвязанным направлениям :

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их

свойства, преобразование предметов и явлений и др.);

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых

организмов, как приспособление к окружающей среде и др.) (слайд 5)

В процессе организации игр-экспериментов по ознакомлению с природой родного края, я придерживаюсь примерной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой:

постановка проблемы в игровой форме, которую необходимо разрешить;

целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

формулирование выводов, связь с жизнью. (слайд 6)

При организации игр-экспериментов учитываются возрастные особенности и поэтому все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены и вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать. Введение персонажей, которые будут совершать открытия вместе с детьми, значительно повысит интерес детей к играм- экспериментам. На наших занятиях – это кукла Маша-умянша, Лосяш, Елочка-иголочка.

Дети с нетерпением ждут появления персонажей, ведь каждая встреча с ними - это новые открытия и море положительных эмоций и ярких впечатлений. (слайд 7)

Игры-эксперименты по ознакомлению с природой родного края проводятся в уголках природы и экспериментирования, а так же на участке детского сада во время прогулок.

Конечно, целесообразно привязывать игры-эксперименты к сезону, например,

весной, летом и осенью проводить игры с почвой, песком, водой. Зимой: со снегом, льдом и т. д.

Мы живем на Кольском Севере. Человеку, который здесь никогда не бывал, трудно представить, насколько разнообразен и удивителен этот край. Для нас, северян, он родной и любимый. Мы живем рядом с великолепными озерами, водопадами, красивыми и богатыми полезными ископаемыми Кольского Севера. Мы знаем не из книг о фантастических полярных сияниях. В детском саду имеется возможность раскрыть перед детьми удивительную красоту северной природы, сформировать у них интерес и желание изучать ее особенности. А начать можно с самого простого – материалов и объектов

природы, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.

Песок, вода, камни – являются самыми доступными материалами для игр-

экспериментов.

Песок – это идеальный материал для проведения игр-экспериментов. Дети учатся пересыпать песок в емкости, просеивать через сито, знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка. По мнению

психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. (слайд 8)

Игры с водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и

возможностям ребят. Вода оказывает релаксационное действие, снимает излишнюю тревожность, способствует внутренней раскованности. С детьми мы учимся ловить сачком рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать воду в воронку и наблюдать, как она течет в отверстие. (слайд 9)

Камни — замечательный сенсорный материал для развития тактильных ощущений, развития познавательно-исследовательской деятельности. Игры- эксперименты с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делают малыша спокойным и уравновешенным, воспитывают любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Занимая малышей такими играми, мы

поможем им научиться видеть необычное в сочетании обычных предметов. (слайд 10)

Мы живем на Кольском полуострове, зима у нас длинная и снежная. А снег является отличным материалом для игр-экспериментов. В процессе игр со снегом и льдом дети научатся понимать, как и почему происходят многие природные явления. Особенно дети любят наблюдать, как тает в помещении снег, сосулька, ведь на их глазах происходит превращение воды из твердого состояния в жидкое. (слайд 11)

Воздух – это объект неживой природы, который особенно интересен детям. В

дошкольном возрасте дети знакомятся со свойствами воздуха, учатся обнаруживать его в окружающем пространстве. Игры-эксперименты с воздухом предполагают использование различных пособий и атрибутов (яркие ленточки, вертушки, мыльные пузыри и др, которые вызывают у детей положительные эмоции и яркие впечатления. (слайд 12)

Игры-эксперименты с шишками - предельно простые и не требуют особой

подготовки. А в качестве дополнительных атрибутов к ним используются самые обычные предметы. А ещё они очень-очень полезные для маленьких детских пальчиков и, соответственно, для интеллектуального развития деток.

Осенние листья при их доступности, разнообразии форм, размеров и расцветок, цветовых переходов - просто уникальный материал для игр-экспериментов с детьми всех возрастов. Плюсы:

+ Восприятие всеми органами чувств (посмотрели, потрогали, послушали, понюхали)

+ Яркие, красивые листья привлекают внимание, развивают фантазию, воображение.

+ Разнообразие действий с материалом. Можно мять, рвать или осторожно раскладывать,

собирать в кучки и ряды или разбрасывать. (Листьев много и взрослым их не жалко – меньше ограничений и замечаний детям).

+ Дети учатся замечать крупные и мелкие отличия, определять черты сходства.

+ Большое разнообразие дает возможность давать задания с множеством решений. И все они будут правильными! Так в игре идет формирование гибкости мышления, так необходимой в нашей многогранной жизни, как при решении проблем, так и при общении с людьми.

+ Занятия хорошо проводить на прогулке, а при плохой погоде продолжать в помещении.

(слайд 13)

Также, в своей работе по ознакомлению с природой родного края, я использую

макеты. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство для игр-экспериментов.

Макеты способствуют «погружению» детей в удивительное царство природы, знакомят детей с разнообразием природных форм, учат эмоциональной отзывчивости, вызывают желание оберегать и сохранять неповторимую красоту родной природы.

На основе готовых макетов я провожу игры-эксперименты, посвящённые ознакомлению детей с животным миром Крайнего севера. В процессе игр дети узнают о взаимодействии живых организмов со средой обитания. В нашей группе создано несколько макетов, связанных с природой родного края. (слайд 14)

Надо отметить, что все объекты: звери и морские обитатели не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности.

Таким образом, игры-эксперименты позволяют воздействовать на целый комплекс компетентностей, формируя в ребенке исследовательские навыки и интерес к познанию родной природы.

Спасибо за внимание! (слайд 15)

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Фотоотчет о познавательном занятии по ознакомлению с природой «Птицы нашего края»Фотоотчет о познавательном занятии по ознакомлению с природой «Птицы нашего края» Сегодня, 26 октября у нас прошло увлекательное занятие по ознакомлению с природой «Птицы нашего края». Цель занятия была расширять знания.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-эксперименты по ознакомлению дошкольников с природой родного края
Опубликовано: 10 января 2022 в 03:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД